search
main
0

Реальные дела. От теории к практике

​Первостепенная задача всего педагогического коллектива – пробуждение у учащихся стремления познавать мир, думать о будущем, проявление активной жизненной позиции. Содержательный компонент образовательной деятельности нашей школы ориентирован на реализацию идеи самоопределения учащихся в отношении направленности собственной деятельности, перспективу осознанного выбора профиля обучения на старшей ступени и дальнейшего профессионального самоопределения. Исходя из социального заказа учащихся и родителей в школе реализуются следующие направления профильного обучения: физико-математическое, социально-экономическое, химико-биологическое, психолого-педагогическое, технологии и дизайна.

Предлагаемый подход к реализации модели многопрофильной школы предполагает создание условий для раскрытия внутреннего потенциала ребенка и его развитие, приобретение опыта учебно-познавательной и практической деятельности с целью осознанного выбора профиля обучения.Для достижения поставленных задач основная образовательная программа школы предусматривает реализацию ряда ключевых направлений:  1. Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, обеспечивающих перенос акцентов с увеличения объема информации, предназначенного для усвоения учащимися, на формирование умений анализировать и применять полученную информацию для решения реальных задач. 2. Выявление и развитие способностей обучающихся через интеграцию основного и дополнительного образования. В системе дополнительного образования участвуют свыше 75 процентов учащихся школы. Дополнительное образование рассматривается нами не только как организация досуга детей, но и как плацдарм для уточнения и корректировки их жизненных планов, подготовки учащихся к выбору профиля обучения, получения практического опыта в различных сферах деятельности человека. Ребята участвуют в работе разновозрастных творческих объединений по различным направлениям деятельности, отражающих различные сферы деятельности человека: – человек – техника (начальное техническое моделирование, кузнечное дело и металлопластика, информационные технологии, основы электротехники, робототехника);- человек – художественный образ (изостудия, художественная керамика, резьба по дереву, компьютерная графика, декоративно-прикладное искусство);- человек – знаковые системы (лингвистика, основы программирования);- человек – человек (основы психологии и педагогики, театральная студия); – человек – природа (юный натуралист, туризм и краеведение, лаборатория юного эколога). 3. Организация внеклассной и внеурочной деятельности на основе включения учащихся в общественно полезную, социально значимую деятельность. Целью образования является не только формирование когнитивных качеств личности, но формирование личности, подготовленной к сохранению и приумножению духовных и материальных ценностей. Таким образом, не менее важное значение имеет процесс формирования мировоззренческих качеств личности и ценностных установок учащихся. В школе разработаны и действуют несколько программ различной направленности: – гражданско-патриотической направленности: «Я шагаю по Москве», «История моей семьи», «Наши выпускники», «Москва и москвичи», «Праздник в каждый дом»;- экологической направленности: «Школьный парк», «Лосиный остров», «Школа – территория красоты»;- социально-трудовой направленности: «Страницы памяти», «Трудовой десант», «Концерт в подарок», «Прекрасное своими руками»;- культурологической направленности: «Творчество народов мира», «Страны и континенты», «Культурное наследие», «Клуб путешественников».Очень важно, что данные программы носят не только информационно-познавательный характер, они основаны на деятельностном подходе и побуждают учащихся к активным действиям. Они видят результаты своей деятельности, получают практический опыт реальной деятельности. В этом случае деятельность приобретает для них личностный смысл, формируется система гуманистических ценностей и жизненных установок.Так обучающиеся школы в рамках реализуемых программ организуют конкретную помощь ветеранам войны и труда, осуществляют патронаж воинских захоронений, участвуют в благотворительных ярмарках, выступают с концертами и спектаклями в социальных центрах, городских больницах, проводят мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству для воспитанников детских домов, выполняют проекты по оформлению пространства школы и прилегающей территории и т. п. Особое значение имеет организация самостоятельной исследовательской и поисковой деятельности учащихся на базе музейного комплекса школы, который включает пять уникальных музеев: музей А.Т.Твардовского, чье имя носит наша школа; музей «Поиск»; музей-лаборатория «Школьные годы»; этнографический музей-мастерская «Школьное подворье»; музей «Милосердие». Сами названия музеев подразумевают активную деятельность ребят различной направленности:- изучение жизни и творчества А.Т.Твардовского, его литературного наследия, постановка спектаклей по мотивам произведений, проведение межрегиональных Твардовских чтений; – изучение боевого и трудового пути выпускников школы, проведение поисковых экспедиций по розыску мест захоронения выпускников школы – участников Великой Отечественной войны, патронаж воинских захоронений, выпуск литературно-исторического альманаха «Война глазами очевидца»; группа «Поиск» (руководитель Цаплина Т.С.);- исследование краеведческого материала различных регионов России в ходе летних и зимних этнографических экспедиций, реконструкция и реставрация объектов материальной культуры. 4. Реализация программы формирования исследовательской культуры учащихся и роста профессиональной компетенции учителя. Данная программа разработана совместно с Институтом педагогики и психологии образования МГПУ под руководством д. пс. н. А.И.Савенкова. В настоящее время становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются от современного человека в самых разных сферах жизни. Данный подход, на наш взгляд, точно соотносится с основополагающими принципами обновления содержания школьного образования, призванного обеспечить формирование универсальных учебных действий исследовательского поведения школьников. Программа предполагает реализацию отдельных взаимосвязанных подпрограмм: – «Учебное исследование» (программа направлена на овладение учащимися общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности в ходе реализации содержания основных образовательных программ);- «Тренинг исследовательских способностей» (программа направлена на овладение учащимися специальными знаниями, умениями и навыками организации исследовательского поиска);- «Самостоятельная исследовательская практика» (программа основана на проведении учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов);- «Общественная презентация» (программа направлена на овладение учащимися умениями и навыками представления результатов проведенного исследования, выполненного проекта; приобретение опыта участия в публичном представлении, дискуссии, конкурсе); – «Мониторинг исследовательских способностей школьников» (программа основана на реализации системы непрерывной диагностики исследовательских способностей ребенка в образовательном процессе массовой школы);- «Научно-практический семинар», «Лекторий для родителей» (программы направлены на овладение педагогами и родителями теоретическими и практическими аспектами исследовательского поведения учащихся); – «Учитель-исследователь» (программа основана на проведении педагогами самостоятельных исследований в области психологии и педагогики исследовательского обучения).Российское школьное образование традиционно сильно предметными знаниями, их фундаментальностью. Это подтверждают международные исследования математического и естественно-научного образования TIMSS, качества чтения и понимания текста PIRLS. В ходе же международных исследований качества образования PISA наши школьники показывают невысокие результаты по применению полученных знаний при решении реальных задач окружающего мира. Именно способность нынешних школьников применять полученные знания в жизни определяет конкурентоспособность страны в будущем. Исходя из этой позиции, образовательная среда школы №293 имени А.Т.Твардовского носит ярко выраженный практико-ориентированный характер.Александр ГЛОЗМАН, директор школы №293 имени А.Т.Твардовского, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте