Современная семья с периода 90-х годов прошлого столетия переживает времена больших изменений и трансформации ее структуры и привычных форм семейных отношений. Серьезные перемены происходят и в системе нравственных ценностей населения репродуктивного возраста. Например, отмечается низкий уровень нравственности в гендерных отношениях, снижение ценности семейного очага и родительских забот в жизни человека, легкомыслие в создании семьи. Такие перемены приводят к уменьшению потребности молодых семейных пар в детях до минимального уровня и как следствие к дальнейшему обострению демографической ситуации в стране, что становится потенциальной угрозой для устойчивого развития общества.
Понятно, что чрезвычайно актуальной задачей становится повышение социального авторитета и личной привлекательности семьи, активизация потребности молодого населения в реализации себя в родительской роли и в роли семьянина в целом. Для России это одна из приоритетных общенациональных задач.
Следует особо подчеркнуть, что нынешнее поколение родителей осуществляет воспитательную функцию в изменившемся экономическом и социокультурном пространстве, в условиях высочайшего уровня стресса повседневной жизни. При этом остается неизменной ценность семьи для человека – быть эмоциональным «тылом», удовлетворять базовую потребность в безопасности, идентичности, любви родных и близких людей. Все эти обстоятельства были приняты во внимание при разработке городской программы «Московская семья – компетентные родители» и последующем ее переиздании.
Авторы-разработчики программы (К.Белая, М.Цапенко, Е.Арнаутова) не раз подчеркивали, что не следует воспринимать ее как попытку «программирования» жизнеустройства московской семьи. Это программа не «исправления» семьи, а уважения эксклюзивного образа ее жизни, доверия неограниченному потенциалу семьи в развитии и самореализации детей и взрослых, заложенному внутри семейной системы. Это программа установления диалога с многоголосием систем ценностей и взглядов нынешнего поколения родителей, программа подлинного включения в реальный опыт жизни семей без навязывания несвойственных ей функций других институтов образования. Это программа признания на деле ценности семейных связей для полноценного развитии ребенка и огромного могущества кровного родства в жизни взрослого человека и ребенка, с чем неразумно конкурировать, а тем более бороться.
Как известно, программа нацелена на поддержание права каждого ребенка иметь компетентных родителей, обладающих интегрированным знанием о дошкольнике, его базисных потребностях и способах их удовлетворения во взаимосвязи друг с другом. Однако данные исследований показывают, что семья продолжает по привычке жестко встраиваться в систему образовательного пространства детского сада, приспосабливаться к текущим нуждам и задачам общественного воспитания. Вследствие этого основам семейной педагогики не находится достаточного места в условиях господства педагогики общественного воспитания. Влияние общественного воспитания на семейное все еще носит «монопольный» характер, который проявляется в дублировании и механическом переносе содержания и методов общественного воспитания детей в практику семейного воспитания. Но фигуры педагога и родителя не тождественны уже только по той причине, что общение того и другого рождается и развивается на разной социальной дистанции: воспитатель, будучи первой социальной фигурой в жизни ребенка, опирается на знание о ребенке, мать – на чувствование его. Тем не менее зачастую задача обращения к чувствам родителей подменяется обращенностью к чувству родительского долга или рациональной части родительского опыта. К сожалению, в рамках такой традиции не решается значимая задача – удовлетворять базовую потребность ребенка и взрослого в полноценной взаимной связи и общении друг с другом. Большинство родителей, по привычке выбирая «кнут» или «пряник», создают для ребенка, по сути, ситуацию стресса, в результате чего дошкольник оказывается либо выключенным из контакта с родителем или другим значимым лицом, либо «расплачивается» потерей чувства собственного достоинства. В том и другом случае развитие ребенка каждый раз блокируется. Как нам представляется, оказывать родителям помощь в осознании непродуктивных методов воздействия на ребенка и овладевать способами созидания контакта более эффективно можно на основе интегративного подхода, соединяющего рациональное знание и эмоционально-чувственный опыт.
Как показывают экспериментальные данные, интеграция природной и социальной составляющих компетентности родителя выступает наиболее надежным основанием для формирования осознанного и здорового родительства на всех этапах его формирования – от рождения ребенка до его школьной зрелости.
Природная часть родительской компетентности заложена в теле родителя и разворачивается естественным образом как генетическая программа продолжения человеческого рода. Она понимается, прежде всего, с точки зрения телесности как фундаментального основания человеческой жизни, но «телесность» не синоним «тела» в его физическом понимании. А.Запорожец говорил о «живом движении», соединяющем в себе психологическое содержание и материальную форму, а Вильгельм Райх – основатель подхода, ориентированного на работу с телесным опытом, утверждал, что слова могут лгать, а способы выражения никогда. В природной компетентности сосредоточены базовые природные знания родителя, которые позволяют ему строить качественный контакт с ребенком через эмоциональные переживания, осознание и «внутреннюю моторику».
По мере роста и развития ребенка природная составляющая компетентности родителя сворачивается вследствие внешних требований социальной среды и ее место все больше начинает занимать социальная составляющая. Она включает культуру семейного воспитания, традиции семьи, социальные стереотипы, в том числе отраженные в образовательных программах для родителей. Разумное сочетание той и другой составляющей на разных этапах становления родительской роли дает возможность родителю более целостно строить взаимодействие с ребенком на вербальном и невербальном уровнях. С учетом этого новизна подхода к сопровождению родительской компетентности, развиваемого нами в рамках проекта, заключается в единстве природной и социальной составляющих компетентности родителей, синтезе души и тела, материального и идеального. Иными словами, речь идет об интеграции в родительском поведении знаний о ребенке и способности чувствовать его и осознавать, что с ним происходит, в чем он сейчас нуждается, соизмеряя актуальное состояние ребенка с текущей внешней ситуацией.
Экспериментальные данные показывают, что эффективной технологией повышения воспитательной культуры родителей на основе интеграции выступают адресные образовательно-игровые программы для разных категорий родителей. Методика их проведения включает предоставление родителям исследовательской позиции, возможности поиска собственных решений и лучшего осознания своего опыта. Для практического овладения родителями разными способами контакта с ребенком на вербальном и невербальном языке общения с ним, языке игры и движения используются интерактивные методы общения. Это, например, игровое моделирование родительского поведения; двигательные и игровые упражнения, учебные по смыслу, которые к тому же помогают эмоционально включиться в происходящее на встрече, и пр. Все это, без сомнения, помогает родителям лучше понимать, как более целостно и осознанно выстраивать свое родительское поведение.
Слагаемые компетентного осознанного родительства и то, какие технологии сотрудничества более продуктивны в их развитии, стало предметом обсуждения в рамках проведенного учебного краткосрочного модуля на базе ресурсного центра №2230 Северного округа для педагогов и психологов детских садов сетевого взаимодействия. Его участники познакомились с подходами к формированию компетентного родительства как интеграции знаний, чувств и действий. Учебный модуль был организован совместно с Российской ассоциацией телесно-ориентированных психотерапевтов (соруководитель Л.Константинова, член Eвропейской ассоциации (EABP). Участники занятий на своем опыте убеждались в том, что более продуктивно строить встречу с родителями на рефлексивно-игровых стратегиях, поскольку они задействуют эмоции, физические реакции, когнитивную сферу. Игра как жанр общения с аудиторией способствует тому, что родитель из дистанцированного наблюдателя постепенно становится активным участником в познании базисных основ семейного воспитания и их переноса в собственные практические действия.
В рамках разработки и апробации образовательно-игровых программ для родителей участники модуля ищут варианты сочетания активных методов, интегрирующих когнитивное и телесно-чувственное осознание качества взаимосвязи с ребенком, игровые приемы построения совместного языка контакта с ребенком. Как показывает экспериментальная работа, лучше всего этому способствует практическое действие во всем его многообразии применения в качестве способа регуляции поведения ребенка. Игровое по стилю и учебное по смыслу, оно может иметь разные виды и типы вербального языка, двигательного, телесного, игрового. Практическое действие составляет основную содержательную нагрузку встречи. Следует подчеркнуть, что разработка такого дидактического инструментария для активизации рефлексивной культуры родителей представляет сегодня инновационное поле деятельности специалистов дошкольных учреждений сетевого взаимодействия в рамках проекта «Московская семья – компетентные родители».
Положительно также то, что в дошкольных образовательных учреждениях родителям все активнее предоставляется выбор образовательно-игровых программ с учетом психолого-педагогических потребностей семей. Большую роль в реализации такого выбора играют новые формы дошкольного образования, прежде всего консультативные пункты, центры игровой поддержки ребенка и др. В настоящее время в сетевых дошкольных учреждениях экспериментально апробируются различные образовательно-игровые программы для родителей детей раннего и дошкольного возраста, которые опираются на игровые технологии рефлексии родителями собственной практики семейного воспитания детей. Надеемся, что это будет новым и своевременным продуктом, создаваемым в рамках реализации данного проекта.
Елена АРНАУТОВА, ведущий научный сотрудник НИИ дошкольного образования им. А.В.Запорожца
Комментарии