Через несколько дней в Московской области начнет свою работу седьмая сессия Всероссийской педагогической школы, которую придумал и проводит Общероссийский Профсоюз образования. «Фишек» у школы несколько, одна из них – эта реальная практика живого наставничества. Каждый год организаторы ВПШ тщательно отбирают людей, которые выступят перед молодыми педагогами, профсоюзными лидерами. Это не только учителя, но и журналисты, писатели, актеры… Они вдохновляют и показывают направление развития как истинные наставники. И что самое, наверное, главное – участники ВПШ затем сами становятся наставниками для своих коллег любого возраста.Вот почему перед ВПШ-2018 хочется вспомнить о прошедшем Всероссийском форуме «Наставник» и подбросить нашим профсоюзным лидерам несколько идей с этого интересного мероприятия.
Что такое наставник?Первый день форума «Наставник» ознаменовался таким столпотворением, которого и организаторы не ожидали. Директор по коммуникациям Агентства стратегических инициатив Игорь Карачин признался: предварительную регистрацию на все три дня мероприятий прошли около 10 тысяч участников, однако за первые часы площадку посетили более 13 тысяч человек. Из-за этого все желающие не смогли поместиться в зале, где проходило открытие, пришлось смотреть его в трансляции, благо, экраны для этого были подготовлены. Дело, однако, не в очередях, а в интересе к теме. От ключевых спикеров и медийных лиц хотелось узнать прежде всего – кто же такой наставник и чем он отличается от учителя? Какими качествами должен обладать? Выяснилось, что наставник – не обязательно профессиональный педагог.Помощник Президента РФ Андрей Белоусов считает, что наставник – это волонтер, который имеет дело с человеческими душами. Это тот человек, которому можно позвонить даже в два часа ночи со своей проблемой. Он подобен духовнику в религии.Двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Светлана Хоркина вспомнила своего наставника: «Я хочу сказать «спасибо» своему тренеру, Борису Васильевичу Пилкину, с которым мы прошли весь спортивный путь и который стал наставником в обычной жизни. Он учил меня всему, что я умею. Главные качества наставника – это профессионализм, терпение, вера в победу».Заслуженный летчик-испытатель СССР и России, герой Советского Союза Виктор Пугачев считает, что хороший наставник должен позаботиться о душевном контакте со своими учениками: «Задача наставника в профессиональном образовании – воспитать своих единомышленников, ребят, которые поняли всю важность задачи, необходимость единодушия, честности, справедливости, взаимопомощи». Самому космонавту очень везло на хороших учителей.«Наставником невозможно стать по должностным обязанностям, по приказу или за материальное поощрение. Это нечто большее», – сказал первый заместитель руководителя администрации Президента РФ Сергей Кириенко. И еще он добавил, что навыки, знания, ценности передаются от человека к человеку, на это не способна даже самая уникальная компьютерная программа.Традиции и новаторствоНаставничество сегодня работает в самых различных отраслях экономики, кому-то пришлось открывать его заново, где-то просто обновить, а есть сферы, где наставничество никогда не прерывалось. Один из видов современного наставничества – тьюторство. Это далеко не новая профессия, но и привычной ее не назовешь. «Главная забота тьютора, – считает президент Межрегиональной тьюторской организации Татьяна Ковалева, – культура движения подопечного в образовательном пространстве».А вот наставничество в профориентации – пожалуй, самое привычное дело. В пленарной дискуссии, посвященной этой теме, участвовали представители вузов, бизнеса, организаций, которые работают с детьми-сиротами и ребятами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Любопытный опыт – у Российских железных дорог. Все знают, что существует Детские железные дороги, но мало кто осознает: это не только игра или развлечение. Начальник отдела формирования корпоративной политики в области образования и воспитания детей Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский рассказал: «Наша работа включает три больших блока. Первое – непосредственно допрофессиональное техническое образование и подготовка к поступлению в отраслевые вузы, техникумы. Второй блок – профилактика асоциального поведения и непроизводственного травматизма. Третье – перевозки, аттракцион летом для всех жителей региона. Сегодня у нас 25 малых магистралей, на которых учатся более 18 тысяч детей. Детские железные дороги – самый реалистичный формат профориентации – те же вагоны, поезда, вся инфраструктура, только на узкой колее». Любопытно, что в системе детских железных дорог наставниками для ребят становятся не только инструкторы, но и сами юные железнодорожники. С третьего года обучения во время летней практики они становятся старшими смены, а значит под контролем каждого такого подростка несколько ребятишек, которые выполняют определенные технологические операции.Молодые – молодымНазвание этой главки – довольно популярное и актуальное сегодня направление в молодежном движении, в том числе профсоюзном. На любом уровне, от районного до всероссийского, молодые энергичные педагоги готовы помочь советом и делом еще более юным коллегам. В школах такого начинающего, но уже имеющего педагогический опыт учителя могут закрепить в качестве официального наставника за выпускником педвуза.На форуме «Наставник» был представлен еще более экзотический (с точки зрения привычного) вариант, когда наставниками в проектах для молодых становятся школьники. Участники круглого стола «Юные наставники цифрового мира: как наставляемые становятся наставниками» – ребята от 14 лет, большей частью старшеклассники, только одной девушке около 20 лет.Например, Никита Аббакумов из Костромы в 8‑м классе, – активист летних бизнес-лагерей Деловой России. На собственный проект, адресованный соученикам, его сподвигли недостатки школьной образовательной системы: «Школа не совсем поспевает за реалиями современности. Весь мир оцифрован, перешел в Интернет, а школьная система образования… не то чтобы не учит нас этому, но касается этого слишком поверхностно. У меня появилась идея по субботам организовывать лекторий с успешными предпринимателями. Школа могла бы помочь как общественная организация. И родители. В такой ситуации дети будут более подготовлены в тому, что ожидает их в реальной жизни. Реальная жизнь не всегда идет в рамках школы, она их просто ломает».Десятиклассница Мария Королькова из Санкт-Петербурга рассказала, что с 9‑го класса стала участвовать в проектных школах, таких как «Лифт в будущее», получила вкус к проектам и постепенно набралась опыта. Многому научили ее наставники – «они меня поддерживали, выстраивали логическую цепочку из моих идей и мыслей, помогали реализовывать некоторые мои проекты». Мария решила возглавить собственный проект, опять-таки исходя из существующих дефицитов: «В какой-то момент я поняла, что в нашей стране нет единой сети поддержки выпускников образовательных центров. Плюс все проектные смены нацелены на реализацию технических проектов, нет чего-то для детей, которые хотят развиваться в сфере гуманитарных наук. Я со своими коллегами решила основать проект, который называется «Гуманитарный лифт». Мы, выпускники образовательного центра «Сириус», встречаемся с детьми из детских домов и мотивируем их на учебу, саморазвитие и проектно-исследовательскую деятельность. Запустили проект в январе. Сейчас по всей России более 250 волонтеров, от Владивостока до Калининграда. Уже провели несколько встреч с воспитанниками детских домов, очень успешно. Мы являемся наставниками для них. Мы сами школьники и своим ровесникам рассказываем о реальных возможностях, которые есть в этой жизни».Один из взрослых слушателей в зале после выступления юных наставников признался, что они произвели на него впечатление: видно, что ребята не играют в проекты, а занимаются ими серьезно. А мне стал интересен пошаговый алгоритм, как идет работа над проектом, когда наставник – школьник или студент первого курса.Объяснил Олег Дятлов из Санкт-Петербурга: «В январе я вел интенсив для команды школьников. Есть команда из пяти человек. Задача – сделать машинку, которая должна ехать в лабиринте и не врезаться в стенки. Ребята распределяют роли. Один занимается проектированием машинки, другой программным обеспечением, третий производством, еще один дизайном. У нас еще есть пятый человек, его тоже можно чем-то занять. Но ему не очень интересно. Его заставили к нам ходить родители, не по его воле. Есть альтернатива – дать ему компьютер, чтобы он сам изучал тему. А я стараюсь заинтересовать. Предлагаю ему: ты что-то рисуешь – и затем мы вместе делаем это на лазерном станке. Он понимает, что это прикольно и что надо развиваться дальше. С помощью такого подхода я могу зажечь в нем искру интереса».Полезная инструкция – бери и пользуйся. Вы согласны, педагоги?
Комментарии