search
main
0

Развиваться, играя, и играть, развиваясь! Особое арт-пространство

Свои театры сейчас существуют во многих учебных заведениях. В 2006 году и в нашей школе была создана театральная студия. Ребята ее назвали «Качели». Возглавила студию актриса ТЮЗа Н.К.Симонова. Свое решение руководить студией она объяснила так: «Подумала, что мне есть чему научить, а главное – есть потребность учиться у живых и искренних – у детей». Мы понимали, что свои спектакли делают школу менее официальной, театр помогает поддерживать творческий дух учебного заведения.

Родители довольны: их ребенок может с пользой для себя провести свободное время после основной учебы. Отчасти школьный театр помогает решать проблему гиперактивных детей. Их неуемная энергия направляется в нужное русло.Все это, конечно, так. Но это вторично. А главное – у детей есть потребность в театре как в средстве реализации своих творческих возможностей.Тяга к игре, лицедейству – органическое свойство человеческой натуры. При этом творческое начало уходит из всех внешних проявлений личности, тем более что характер преподавания наук в нашей школе в основном, за редкими исключениями, рассчитан на воспроизведение учениками открытых до них истин, а не на творчество.Внутренняя потребность в творческой самореализации остается в человеке навсегда. Но, как это ни парадоксально, у детей школьного возраста, у которых эта потребность, как мне кажется, является особенно острой, возможностей для ее реализации катастрофически мало. Школьный театр – это одна из таких возможностей. Он как дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на обучающегося, повышает его собственную самооценку и статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизации и самоконтроля, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в работе театральной студии способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.Никакого отбора в наш театр – брали всех, кто пришел, потому что в конце концов останутся те, кому это действительно нужно, и их останется ровно столько, сколько необходимо для спектакля. Главная задача школьного режиссера, на мой взгляд, – не взять сразу талантливого в театр и использовать его на всю катушку, а найти в ребенке этот талант, раскрыть его.Продвигаясь от простого к сложному, ребята постигают увлекательную науку театрального мастерства, приобретают опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в театральном кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, работать над характерами персонажа, приобретают навыки критически оценивать отдельных героев и анализируют художественное произведение в целом.Дети о театре говорят так: «В нашей студии отношения, как в большой, нет, огромной семье. И нам очень нравится наш небольшой театр!», «Без театра этот мир был бы совсем другим. Театр – это своеобразная машина времени, в которую ты можешь прийти и попасть в Средневековье к доблестным рыцарям и прекрасным принцессам или переместиться в Древнюю Грецию!», «Да, порой бывает трудно много часов репетировать один и тот же момент, тяжело учить большое количество текста, искать костюмы и прочий реквизит, а потом показывать три спектакля подряд без перерыва. Но все это делается ради вас, наши зрители, для нас, артистов, главное – заинтересованные взгляды и, конечно же, аплодисменты!», «Когда стоишь на сцене и видишь много людей, забываешь обо всем, думаешь только о том, что эти люди не должны пожалеть, что пришли сюда, и не должны остаться равнодушными к увиденному. Порой во время спектакля приходится справляться с разными проблемами, но делать это незаметно, чтобы зритель полагал, что так и задумано, и не отвлекался от просмотра», «Для нас театр – важная сторона жизни, воздух, которым мы дышим, питательная среда, от которой мы черпаем энергию».Итак, дети играют спектакли. Конечно, хотелось бы, чтобы они были настоящими произведениями искусства, глубокими и завораживающими. Но, сражаясь за качество постановок, никогда не надо забывать о том, что детей нужно беречь и чувствовать их возможности. Театр – это никогда не прекращающееся творчество.Театральная студия «Качели» за десять лет работы поставила спектакли: «Ералаш», «Гадкий утенок», «Фантазеры», «Муха-цокотуха», «А зори здесь тихие…», «Людвиг и его тайна цвета апельсина», «Девчата», «Безымянная звезда», «Счастливая долина», «Ничего плохого, кроме хорошего».Многие постановки участвовали в конкурсах и получили награды: режиссер студии «Качели» Н.К.Симонова была награждена дипломом городского конкурса за лучшую педагогическую работу – спектакль «Девчата», дипломом была отмечена лучшая женская роль О.Михайловой в спектакле «А зори здесь тихие…», диплом за лучшую мужскую роль второго плана в спектакле «Счастливая долина» получил Н.Ванькин, Гран-при завоевали студийцы за этот же спектакль, участвуя в фестивале творческих коллективов «Волшебный занавес», дипломами 1-й степени за литературную композицию «Давно мы дома не были» награждены А.Алешкина и Т.Миняйло.Арт-пространством для ребят нашего театра «Качели» был не только школьный актовый зал, но и музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе, ТЮА, ДК «Восточный», театр «Русский терем».Вспомнила В.А.Сухомлинского: «Без творческой жизни личность не может быть воспитанной, без творчества немыслимы духовные, интеллектуальные, эмоциональные, эстетические взаимоотношения между людьми. Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку». В чем, собственно, прелесть театра? Не в том ли, что театральный спектакль подобен живому организму и постоянно развивается?Людмила ЮДИНА, учитель школы №2103

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте