search
main
0

Развитие универсальных учебных действий (УУД) школьников на интегрированных уроках информатики и английского языка.

Развитие универсальных учебных действий школьников – одна из важнейших задач современного образования. В московской средней школе №1143 в рамках экспериментальной работы по созданию организационно-педагогических условий для формирования и развития универсальных учебных действий учащихся в старшей школе проводятся интегрированные уроки по информатике и английскому языку. Уроки строятся на базе модуль-блочной системы, позволяющей реализовать технологии вариативного обучения: разноуровневое обучение без отстающих, технологию критического мышления и так далее.

На занятиях учащиеся проверяют и корректируют свой лексический запас при помощи специально разработанной компьютерной программы, создают мультимедийные продукты на английском языке, взаимооценивают их, обсуждая в парах и группах. Школьники выполнили ряд проектов-презентаций с общей темой “Страны и столицы Евросоюза”      Разработка и реализация таких работ преследовала несколько целей: организовать учебную и внеучебную деятельность по проектному принципу, повысить лингвострановедческую и социокультурную компетенцию школьников, обеспечить внедрение личностно-ориентированного подхода в образовании, развивать творческие способности учащихся.

В качестве примера представляем план открытого интегрированного урока, проведенного в рамках Всероссийского научно-практического семинара «Инновационная модель управления вариативным образованием в школе».

План урока

Класс:  11.

Дисциплины: «Информатика», «Английский язык».

Тема программы: «Интегрированное обучение учащихся английскому языку и информатике»

Тема урока:  «Страны и столицы Евросоюза»

Учебные цели урока:

уровень А – активизировать изученную лексику, создать проект по минимальным требованиям,

уровень В – взаимопрезентация своего проекта и создание диалогов по заданной теме,

уровень С – защита проекта с использованием учебных тестов и создание коммуникативных ситуаций.

Развивающие цели урока:

– развитие способности взаимооценивания, языкового и речевого самоконтроля;

– формирование навыков диалогической речи в коммуникативных ситуациях.

Воспитательные цели урока:

– формирование знаний учащихся о столицах Евросоюза как административных и культурных центрах;

– воспитание уважения к культурным и историческим ценностям стран Евросоюза;

– усиление познавательного интереса, мотивации к изучению информатики и английского языка.

Методы: коммуникативный, аудио-лингвальный,  аудиовизуальный, проектный.

Материально-техническое оснащение урока: компьютерный класс (12 компьютеров-рабочих мест), программное обеспечение на CD-R дисках, колонки для электронного диктора, центральный монитор, страноведческий дидактический материал, методические указания  по учебному материалу.

Ход урока

1.        Организационный момент. Представление целей урока на уровнях: минимальном, базовом, повышенном.

2.        Актуализация изученной лексики (с помощью компьютерной программы, разработанной учителем информатики А.В.Давиденко).

Программа написана на языке Visual Basic для тестирования учащихся. В создании программы использованы наработки преподавателя Московского педагогического государственного университета Д.В. Шумейко. Учитель создает базу данных английских слов, каждое имеет несколько вариантов перевода. Задача ученика – выбрать правильный. Причем программа предлагает слова в случайном порядке, и после того, как тест пройден, выдает оценку по пятибалльной шкале. Количество слов для тестирования задает учитель.

3.        Конечная доработка собственных проектов \”Страны и столицы Евросоюза\” (с использованием данной лексики).

4.        Демонстрационное представление проекта-презентации.

Автор представляет свою работу учителю информатики и исправляет ошибки.

5.        Взаимопредставление проектов – это взаимная демонстрация презентаций на английском языке друг другу (работа в парах (группах)); взаимное выполнение тестовых заданий в конце презентаций.

6.        Взаимооценка презентаций по обозначенным критериям – взаимное оценивание результатов с выставлением оценок в оценочный лист. Учителя английского языка и информатики также выставляют свою экспертную оценку.

7.        Составление диалогов (полилогов) на английском языке с опорой на информационную схему в коммуникативной ситуации «Посещение достопримечательностей» (между гидом и туристом).

Один партнер представляет страну, по которой он делал презентацию, играет роль гида, а второй, соответственно, роль туриста. Турист интересуется, как пройти в музей, в банк, на вокзал и т.д., спрашивает об основных достопримечательностях города. Потом роли меняются. Учащиеся могут задавать вопросы гиду и помогать туристу.

8.        Итоговый подсчет баллов по оценочному листу учеников. Перевод баллов в пятибалльную систему. Выставление оценок.

9.        Представление домашнего задания по уровням: минимальному, базовому, повышенному. Выводы.

Итак, в оценочном листе ученика фиксируются баллы, выставляемые компьютером, учениками, учителями информатики и английского языка за задания разных уровней (А, В, С).  Из этих баллов складывается итоговая оценка учащихся за урок.

Приведем пример оценочного листа ученика на занятии “Страны и столицы Евросоюза” (см. вложенный файл).

Результаты учебной деятельности школьников позволяют сделать вывод о росте их познавательной активности к процессу изучения английского языка. С помощью компьютерных упражнений качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, во время работы с программами мультимедиа развиваются речевые умения, за счет использования интерактивных компьютерных сред можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку. Все это способствует развитию познавательных, информационных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.

Таким образом, процесс развития УУД школьников будет более эффективным, если:

– организовать систематичное блочное проведение интегрированных уроков английского языка и информатики в 10-11 классах;

– проводить закрепление и контроль изучения английской лексики  и грамматики с помощью специальных тестовых компьютерных программ;

– обучать учащихся созданию презентаций различного уровня сложности в соответствии с темами программы;

– внедрить дифференцированный подход к изучению материала, используя технологии полного усвоения и разноуровневого обучения и другие технологии вариативного обучения.

Список использованной литературы:

1.        Пикан В.В. Управление вариативным образованием в школе: Монография.-М.: АПК и ППРО, 2008.

2.        Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего: СПб.: КАРО, 2003.

3.        Угринович Н.Д. Windows-CD. Компьютерный практикум на CD-ROM:  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

4.        Биболетова М.З., Бабулис Е.Е. Английский язык: Английский с удовольствием/ Enjoy English: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений – 2е изд., испр.- Обнинск: Титул, 2011.

Андрей Давиденко, учитель информатики, методист по экспериментальной работе средней школы №1143 Москвы,

Светлана Коростелева, учитель английского языка, русского языка и литературы, кандидат педагогических наук, методист по научной работе средней школы №1143 Москвы.

Иллюстрация с сайта http://barbusak.ucoz.ru/

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте