О развитии эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста начали говорить относительно недавно, но тема эта достаточно быстро стала актуальной. ФГОС ДО говорит нам о необходимости создания условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Исходя из этого, эмоциональное развитие является одной из задач осовремененного дошкольного образования. Что же такое эмоциональный интеллект, как и зачем развивать его у дошкольников?
В современном мире, где социальные взаимодействия становятся все более сложными и разнообразными, эмоциональный интеллект играет ключевую роль в нашей жизни. Люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше понимают и контролируют свои эмоции, что позволяет им сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях и эффективно справляться с различными вызовами. Эмоциональный интеллект способствует более осознанному и обдуманному принятию решений. Понимание своих эмоций и эмоций окружающих позволяет просчитывать последствия своих действий.
Понятие «эмоциональный интеллект» появилось еще в 1920-х годах, но активно изучать его стали только в начале 1990-х. Тогда же появилась концепция эмоционального интеллекта, которую разработали ученые психологи Дж. Мэйер и Питер Сэловей. Согласно их концепции, эмоциональный интеллект — это набор врожденных способностей человека, которые помогают ему воспринимать и анализировать эмоциональную информацию. В дальнейшем этот труд лег в основу книги Дэниеля Гоулмана, известного психолога, писателя и журналиста, под названием «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ», которая вызвала огромный общественный интерес к теории эмоционального интеллекта и стала бестселлером.
Дошкольный возраст является ключевым этапом в формировании эмоциональных навыков у детей. Именно в этот период они начинают активно исследовать окружающий мир и осознавать свою индивидуальность. Дети начинают понимать и классифицировать свои ощущения, что способствует развитию самосознания. Кроме того, дошкольный возраст — это время, когда формируются основы социального взаимодействия. Дети начинают осознавать, как их поведение влияет на других, что способствует развитию саморегуляции. Недостаток внимания к эмоциональному развитию в этот период может привести к трудностям в общении и взаимодействии в будущем. Поэтому создание безопасной эмоциональной среды и различные активности, способствующие развитию социальных и эмоциональных навыков, имеют огромное значение.
Основная цель педагогической деятельности в области развития эмоционального интеллекта – научить детей распознавать и корректно управлять собственными эмоциями. Педагогу необходимо начинать знакомить дошкольников с языком эмоций со среднего дошкольного возраста группы. В этом возрасте дети уже усваивают необходимые понятия, в их словарный запас входят словами, обозначающие эмоции, но само слово «эмоция» заменяется более простым «настроение». Отлично для этого подходят интерактивные технологии обучения без использования компьютерных технологий. Это такие педагогические методы и приемы, которые основаны на взаимодействии, диалоге между педагогом и детьми. А также на взаимодействии детей между собой. Другими словами, все участники образовательного процесса взаимодействуют между собой. Дети на занятиях могут работать в парах, микрогруппах или малых группах. Прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения.
Вот несколько примеров интерактивных методов обучения дошкольников, направленных на развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
1. Эмоциональные маски
Цель: Ознакомление с различными эмоциями.
Описание: Дети создают бумажные маски, отображающие разные эмоции (радость, грусть, злость, удивление). После создания масок они делятся, когда и почему могли бы испытывать эти эмоции. Дети могут разыгрывать сценарии, показывая, как вести себя в разных эмоциональных состояниях.
2. Игра «Эмоции в движении»
Цель: Развитие навыков распознавания и выражения эмоций через движение.
Описание: Воспитатель называет различные эмоции, а дети должны изобразить их с помощью движения. Например, «радость» – можно прыгать, «грусть» – идти медленно и вжаться. Также можно обсуждать, какие движения лучше всего передают каждую эмоцию.
3. Книга эмоций
Цель: Развитие навыков анализа эмоций и сопереживания.
Описание: Воспитатель читает детям сказки или истории, в которых герои испытывают разные эмоции. После чтения дети обсуждают, что чувствовали герои, как они справлялись с этими эмоциями, и есть ли у детей похожие переживания. Можно создать совместную книжку с иллюстрациями и описанием эмоций.
4. «Эмоциональные ситуации»
Цель: Развитие навыков решения конфликтов и сопереживания.
Описание: Дети получают карточки с различными ситуациями (например, «Друг взял твою игрушку» или «Кто-то грустит на площадке»). В малых группах они обсуждают, какие эмоции могут испытывать участники ситуаций и как можно помочь друг другу в этих ситуациях.
5. «Сундучок эмоций»
Цель: Распознавание и выражение своих эмоций.
Описание: Воспитатель создает «сундучок» с предметами, ассоциирующимися с разными эмоциями (например, мягкая игрушка для счастья, камень для грусти). Дети по очереди вытаскивают предмет и рассказывают о ситуации, когда они чувствовали эту эмоцию.
6. Игровой день «Эмоции в природе»
Цель: Связывание эмоций с окружающим миром.
Описание: Выход на улицу, где дети должны найти что-то, что вызывает у них определенные эмоции (красивый цветок вызывает радость, ветреная погода – грусть и т.д.). Затем вместе обсуждают, что они нашли и как это повлияло на их чувства.
7. «Картинки с эмоциями»
Цель: Развитие способности идентифицировать эмоции по выражению лиц.
Описание: Воспитатель показывает изображения людей, испытывающих разные эмоции. Дети должны угадать, какая эмоция изображена, и рассказать о ситуациях, когда они сами испытывали нечто подобное.
8. Рефлексивный круг
Цель: развивать умения выражать свои чувства и переживания.
Описание: интерактивная технология развивающего общения, которая проводится не менее одного раза в неделю. Участники круга по очереди высказываются на заданную тему, передавая друг другу какой-либо предмет.
Эти интерактивные методы не только развивают эмоциональный интеллект у дошкольников, но и помогают им учиться выражать и управлять своими эмоциями, развивают навыки социальной адаптации и эмпатии.
Наталья Гревцева, воспитатель, Школа № 1151, г. Москва
Комментарии