search
main
0

Развитие тонких движений пальцев рук как метод восстановления нарушенной речи

Речь – форма общения между людьми, характеризующаяся как процесс приема, переработки и передачи информации. Установлено, что речь не является врожденной способностью, она развивается по мере формирования мозга человека. Ее развитие зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом. Развитие речевой функции происходит с рождения ребенка и в основном заканчивается к пяти годам (в норме). Но может возникнуть и задержка в речевом развитии, обусловленная влиянием биологических факторов (аномалия развития, перенесенные болезни, физическая ослабленность), социальных (неблагоприятная речевая среда, неправильные методы воспитания и обучения) или сочетанием этих факторов.

Нарушения речи имеют различный характер в зависимости от вызвавшей их причины и проявляются в искаженном произношении звуков, в нарушении ритма и темпа речи, в ее общем недоразвитии, что влечет за собой нарушение всех сторон речи (звукопроизношения, фонематического слуха, грамматического строя).
Общее недоразвитие речи у детей может быть обусловлено разными причинами, среди которых: нарушения в области речеслухового и речедвигательного анализатора; поражение проводящих нервных путей, идущих от коры головного мозга к речевым мышцам; поражение периферических нервных волокон, идущих от речевых мышц к коре головного мозга.
Дефекты устной речи нередко отражаются на письме, в чтении, в результате возникают расстройства письма и чтения.
Перечисленные выше дефекты речи (особенно устной) приводят к ее неполноценности, оказывают отрицательное влияние на умственное развитие ребенка, что приводит к неуспеваемости в школе, т.к. речевой опыт таких детей весьма ограничен, разговорная речь бедная, связанная с ситуацией, изложение мысли в виде распространенного предложения затруднено.
Одна из главных задач логопеда правильно определить причины, лежащие в основе нарушений устной речи, поскольку от этого зависят методы коррекционного воздействия, Выполняя свою основную работу по исправлению дефектов речи, логопед может опираться на учение о компенсаторных процессах при повреждении центральной нервной системы (ЦНС). А так как особую роль, роль двигателя в развитии ЦНС, всех психических процессов, и речи в частности, играет формирование и совершенствование тонких движений пальцев рук у детей, то можно сделать вывод, что движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному к этому относятся. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит 2 – 3 слова. Другие спокойны, несмотря на то что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам.
Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, используя все способы развития, активизации речи, эти проблемы можно решить. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: “Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки … развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев”. Таким образом, “есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга”.
На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Приходим к выводу, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Представьте ребенка, стоящего перед лестницей в тысячу ступенек, ведущей вверх. Но в самом начале несколько ступенек у нее отсутствуют, и какой бы высокой и красивой она ни была, ни взрослый, ни тем более ребенок не сможет по ней подняться. И если взрослый (логопед, специалист, родитель) поможет ребенку, заменив отсутствующие ступени (нарушенные речевые звенья) вспомогательным материалом (развитием мелкой моторики), то ребенок будет подниматься по высокой лестнице без ушибов, травм, трагедий. Главное, чтобы каждая попытка помочь ребенку отличалась от предыдущей. Навязывать помощь категорически нельзя, можно только предлагать. Значит – играть. В игре от ребенка можно добиться очень многого. И здесь, укрепляя кисть руки, пальчики, взрослый должен понимать, что физическая сторона является только частью тех возможностей, которые открываются перед ребенком. Опытный логопед во время обследования состояния речи может обследовать и состояние произвольной моторики, которое включает следующие моменты:
– Обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек) по тестам, адаптированным к разным возрастам.
– Речевой моторики (сила, точность движений губ, языка) общепринятыми в логопедии приемами.
– Состояния отдельных компонентов общей моторики (координации, четкости) по шкале, адаптированной по возрастам.
Обследование тонкой моторики пальцев рук (степень дифференцированности движений, возможность действий с предметами).
Попробуйте:
(на правой кисти) подушечками каждого пальца по очереди дотронуться до подушечки большого, затем – на левой кисти, затем – одновременно на обеих кистях (“пальчики ходят в гости”);
соединить пальцы одной руки (подушечки) с пальцами другой (“пальчики здороваются”);
ладонь прямая, согнуть каждый из пальцев попеременно вначале на правой, потом на левой руке. Один палец согнут, остальные – прямые (“пальчики прячутся”).
Раньше обследование речи ребенка у меня проходило так: родитель (папа, мама) сидел, наблюдал за моими действиями, после чего выслушивал диагноз (дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) и рекомендации по работе с ребенком над восполнением пробелов в речи.
Сейчас я обследую состояние речи (а также логического мышления, памяти, внимания, работоспособности, ориентации в пространстве, переключаемости в работе) и мелкой моторики, а затем работаю с родителем, разворачивая всю беседу так, как будто он сам обследовал речь своего ребенка. Говорю медленно, с нажимом, как бы впечатывая слова чуть ли не в душу – эффект есть, родитель по собственной инициативе включается в работу, сам по пунктам обследования пытается делать вывод, как помочь сыну или дочери.
В конечном счете все или многие неудачи в воспитании, обучении, коррекционных занятиях родителей со своими детьми имеют одну причину – нежелание или неумение признать то, что за судьбу ребенка по большому счету отвечают только родители.
Познакомьтесь с несколькими примерами в пользу развития мелкой моторики. Психологи провели следующий эксперимент. Руки испытуемого погружали в гипс, который потом застывал. Потом мимо него проходили родственники и друзья, и он их не узнавал. Выяснилось, что процесс узнавания, обобщения, т.е. процесс мысленный, неразрывно связан с кинестетическими импульсами, идущими от пальцев рук к речевым зонам мозга. Когда происходит процесс узнавания, у человека подрагивают пальцы рук. Он как бы ощупывает лица близких и вообще все, что он видит.
Пример из своей практики. Даша Д., 6,5 лет. Поступила на логопункт за 3 месяца до школы. Нарушение звукопроизношения, быстрый темп речи. Движения пальчиков рук неуверенные, слабые. Знает буквы, читает с пропусками, заменами, додумыванием конца слов, не признает точку в конце предложения.
После трех месяцев работы над звукопроизношением и мелкой моторикой: звукопроизношение – нормальное, чтение – выразительное, без ошибок, буквы не путает, интонации в чтении текста правильные. Движения пальчиков четкие, сильные, выполняет с удовольствием. Печатные буквы пишет в тетради, не выходя за границы клетки.
И еще один пример. Саша С., 6,5 лет, родовая травма (асфиксия, как следствие – гипоксия). С рождения состоит на учете у детского психоневролога.
Нарушение звукопроизношения:
ч, щ ╝ с▓;
с, з ╝ш, ж,
к, г ╝ т, д;
j ╝ л▓
(знак “╝” – замена звука).
Например: “Гуси, гуси, га-га-га” произносит “Дуси, дуси, да-да-да”; “кошка” -> “тошта” и пр.
Расторможен, во время разговора бегает. Просыпался в 3-4 утра со дня рождения и до недавнего времени. Занимается мелкой моторикой полгода. Стал лучше спать, позже просыпаться (в 5-6 утра), спокойнее вести себя общаясь, появились заднеязычные звуки “к, г”. Но самооценка и самоконтроль завышены – нужна постоянно поддерживаемая ситуация успеха.
Понимая, что сейчас время не ползет, а мчится, что родители, зарабатывая деньги, не в состоянии вовремя помочь своему ребенку, думаю, что стоит включить упражнения по развитию мелкой моторики в ежедневно проводимые занятия и режимные моменты в детском саду. Так как сама бывший воспитатель и музыкальный руководитель детского сада, знаю, что это и возможно, и необходимо, и интересно, и доступно всем: и детям, и воспитателям, и родителям, и Департаменту образования, и Министерству образования России.
Итак, в детском саду для упражнений по развитию тонких движений пальцев рук нужно ежедневно: а) 20-30 минут утром – малыми подгруппами по 2-3 человека; б) 1-2 минуты на занятиях лепкой, рисованием, аппликацией, развитием речи, музыкальных способностей; в) 20-30 минут во второй половине дня снова малыми подгруппами; г) задания на дом 2 – 3 определенных упражнения для пальчиков.
Упражнения по развитию мелкой моторики, выполняемые систематически, сообразно возрасту ребенка, начатые как можно раньше, служат не только механическому укреплению кисти руки, но и: а) способствуют четкому артикуляционному укладу; б) улучшают иннервацию артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти); в) активизируют речедвигательный отдел коры головного мозга; г) нормализуют психику ребенка; д) оказывают общеоздоравливающее действие; е) учитывая пластичность ЦНС ребенка, помогают корректировать основной дефект речи.
Да, дети разные, по-разному развиваются, но им всем хочется быть самыми лучшими, умелыми во всем. Упражняя пальчики ежедневно, они поддерживают ситуацию успеха (“у тебя обязательно получится”). Мы в игре, а не против воли ребенка, с радостью, а не травмируя психику маленького человека, укрепляя кисти и пальцы рук, совершенствуем речь, родной язык, способствуем сознательному усвоению богатейшего словарного запаса. Явные результаты у всех детей в группе прослеживаются через полгода. Это фиксирует специалист, это отмечают родители, это чувствует ребенок.
Упражнения по развитию мелкой моторики влияют на развитие умственных способностей детей, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить и реализовывать замыслы, на потребность в полноценном речевом окружении и общении, на усвоение нового вида речи – письменной, в конечном итоге – и формирующегося человека, который должен расти, тянуться к знаниям, быть гражданином великой России.

Галина ЛОГИНОВА,
учитель-логопед,
лауреат конкурса “Сто друзей” 2001 года
Малоярославец,
Калужская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте