search
main
0

Развитие таланта школьника в большой школе – это тема, которая по-настоящему позволяет нам говорить о том, что каждый московский школьник талантлив

Иван ЯЩЕНКО, директор Центра педагогического мастерства:

Все основные элементы, необходимые для того, чтобы раскрыть талант ребенка, – это в первую очередь качественное базовое образование, а во-вторых, большие возможности попробовать себя в разных предметах. Когда мы анализировали рейтинг школ, статистику выступлений столичных школьников на олимпиадах, то увидели: когда школы объединяются, получается не просто прямое арифметическое их суммирование – объединились, и стало больше победителей и призеров олимпиад. Оказывается, в тех школах, которые объединились три года назад, ребята из одной объединившейся школы стали побеждать в олимпиадах по тем предметам, по которым были сильные учителя в другой объединившейся школе, стали появляться победители в новых предметах. То есть в больших школах можно обеспечить ребенку и базу для качественного образования, и возможность попробовать себя. Раньше мы исходили из концепции, что должны найти одаренных детей – те алмазы, которые, может быть, до поры до времени были скрыты, потом их где-то собрать и учить. Это была модель, которая позволяла нам успешно работать и обеспечивать сильными абитуриентами наши яркие вузы в течение достаточно тяжелого времени 90-х годов. Сейчас мы говорим о том, что должны найти подход к каждому ребенку, что каждый наш ребенок талантлив, а как показывают все международные исследования, любая большая школа – модель всего общества в миниатюре. Опыт регионов доказывает, что даже в самых тяжелых регионах можно работать со всеми детьми, например, в достаточно тяжелом и маленьком регионе – Кировской области – педагог Игорь Рубанов постоянно дает победителей и призеров олимпиад, хотя весь его ресурс в городе Кирове меньше, чем в каком-то московском районе. Поэтому понятно, что все те возможности, что уже есть в больших комплексах, могут быть использованы для того, чтобы раскрыть талант каждого ребенка: тут и качественное базовое образование, возможность для ребенка попробовать себя в различных предметах, а также в больших школах есть больше возможностей для индивидуальных образовательных траекторий, для внеклассной работы. Очень важный момент – ни в коем случае ни одна из наших школ не может считать, что есть плохие ребята, плохой контингент. Если у школы есть тяжелый контингент по каким-то формальным внешним параметрам (социальным, семьям с невысоким доходом), то, наоборот, при правильной постановке работа с талантами важна для семьи как потенциальный социальный лифт и использование тех стимулов, которые сейчас есть, она еще больше мотивирует таких ребят. Мы видим очень много ярких примеров, когда школы, находящиеся, может быть, не в самых выгодных районах, для того чтобы выигрывать олимпиады, делали огромные скачки вперед и добивались высоких результатов. То есть чем тяжелее среда, тем лучше работают стимулы, в том числе материальные, а в большой школе шире спектр возможностей, больше ресурсов для развития ребенка, гибче система обучения. Отмечу один очень важный момент, к которому вообще очень чувствительна система образования (не зря Президент РФ сказал, что нельзя имитировать образовательную деятельность): когда происходит первый шаг, когда у ребенка пробуждается талант, возникает радость от его собственного маленького открытия, которое он, может быть, даже делает или сам, или вместе со взрослым. Имитация этого первого шага крадет у ребенка возможность открытия, разрушает среду. Кроме того, нарисованный процесс не дает внешних результатов. Именно поэтому нужно особенно деликатно относиться к отсутствию имитации в формах первичного проявления таланта на школьном уровне, в школьной олимпиаде, конкурсах, в проектной работе. Как только она сымитирована, всё, нет никакого шанса дальше вытянуть ребенка или это происходит гораздо тяжелее. Чем школам может помочь Центр педагогического мастерства? Всё, что мы делаем, есть в Интернете. Главное направление нашей работы по раскрытию таланта – сеть олимпиад разного уровня по всем предметам, кроме того, технологическая поддержка, информационное обеспечение, методическая поддержка и сопровождение учителя и ученика. Все материалы есть в Сети – банки заданий, среды проведения олимпиад, среда повышения квалификации учителей – практико-ориентированные формы повышения квалификации и методической поддержки на технологии массовых открытых онлайн-курсов, семинары учителей, совместная работа по развитию талантов школьников. Мы стараемся доходить до каждого, поменьше, что называется, дергать учителя и побольше ему давать. Мы будем все больше развивать ту пилотную систему, которую запустили год назад, приближать ее к учителям, чтобы в каждый момент, когда стараемся им что-то дать, мы отвечали за то, где учителя это применят и чем это поможет их школам. Конечно, мы стараемся «сдергивать» учителей на какие-то мероприятия, одна из реальных целей семинаров (иногда они выездные на базе ведущих школ, ведущих вузов) – пообщаться и погрузиться в соответствующую среду. Когда талант ребенка проявился, совершенно не обязательно, чтобы самых сильных детей собирали в самых сильных школах. Эта модель до сих пор работает, все эти школы поддерживают, в них становится больше кружков. Но одно дело, когда мы выдергиваем одаренного ребенка из родной среды, потому что это нужно для его удаления его из враждебной среды, где его не понимают, тут мы убираем эту враждебную среду и даем ребенку возможность получения полного углубленного образования. Другое дело, если в школе обеспечена для ребенка дружелюбная, комфортная, мотивирующая образовательная среда, когда ему дают качественное базовое образование плюс широкие возможности углубленного изучения – кружки на базе школы, общегородские профильные семинары, когда вместе с большой школой, дающей ребенку индивидуальный учебный план, мы поможем дать ему повышенный уровень знаний с привлечением и наших специалистов, и специалистов ведущих вузов, ведущих научных институтов, с тем чтобы ребенок оставался в своей родной среде, в своей родной школе и использовал весь спектр наших работ, в том числе общегородские профильные выездные семинары. Из пилотных проектов 2015 года я отмечаю сеть кружков по математике, которую мы запустили по итогам 2014 года, когда вместе с директорами провели обсуждение, большую подготовительную работу. Сейчас мы выходим в школы, в 20 школах уже запущены пилоты, и к сентябрю 2015 года это будет уже массовая работающая сеть кружков по математике. Кроме того, мы попробовали пилоты по системе выездных интенсивов для больших школ, используем модели работы с командой Москвы на Всероссийской олимпиаде на выездных семинарах для больших школ – перед олимпиадой или после олимпиады для ребят, которые проявили свои способности. На тех моделях, которые мы используем по подготовке наших команд, достигающих благодаря базе, созданной вместе с ведущими московскими школами, замечательных успехов на Всероссийской олимпиаде школьников, отработаны практико-ориентированные модели выявления и поддержки талантов, в том числе общетехнологической поддержки. Стараясь уйти от ситуации некоторой напряженности детей и родителей по отношению к разным технологическим вещам, сейчас на базе кадетских классов мы отрабатываем систему психологической диагностики в игровых, олимпиадных формах, которые позволили школам выявить талант в детях, имеющих слабую предметную подготовку, например, олимпиада по математике не может выявить талант у ребенка только потому, что он слабо учился по математике. Такие системы помогут школам и сопровождать ребят с ярким талантом. Мнение по поводуИсаак КАЛИНА, министр образования Москвы:- Когда Эйнштейну сказали, что он гений, тот ответил: «Мы все гении, но если рыбу оценивать по ее способности влезать на дерево, то она всю жизнь будет чувствовать себя дурой». Поэтому я хочу, чтобы все московские педагоги услышали Ивана Ященко и согласились с тем, что все наши 1200000 учеников, пришедших к нам учиться, гении. Главное – понять в чем и помочь это развивать. Нельзя выписывать себе индульгенцию на то, что «такие дети пришли в школу».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте