search
main
0

Развитие потенциала. Спектр возможностей расширяется

​Очевидно, что современные цифровые технологии не только открывают для сферы образования огромный спектр возможностей, но и становятся одним из определяющих факторов эффективности ее дальнейшего развития. Поэтому в ближайших наших планах – внедрение новейших цифровых технологий во все основные направления работы. И в первую очередь в развитие управленческого кадрового потенциала.

Цифровой форматУже в скором будущем будет введена в эксплуатацию единая система, агрегирующая для школьных управленческих команд информацию о развитии кадрового потенциала. В нее будут стекаться все данные о повышении квалификации и результатах тестирований работников, цифровые результаты работы педагогов, проявленные через результаты детей, сведения об их активности в проекте по взаимообучению школ, а также оцифрованные материалы «Базы управленческих компетенций», включающие навигатор директора, семинары, видеотренинги, видеоконсультации.Этот информационный ресурс создается для управления образовательной организацией на основе цифровых данных. Поэтому его ключевым разделом станет «Система поддержки управленческих проектов школы». Сегодня мы работаем над созданием платформы, которая сведет все проекты в единый интерфейс под управлением директора и предоставит возможность фиксации индикаторов их реализации.Кстати, управленческие проекты развития формируются школами на основе отлично зарекомендовавших себя цифровых инструментов, которые мы планируем развивать и дальше, – это «Портфолио директора» и «Профиль МРСД» (межрайонного совета директоров). В «Портфолио…» заданы оптимальные для каждой школы цифровые ориентиры по разным направлениям работы и зафиксированы показатели, демонстрирующие эффективность деятельности управленческих школьных команд по каждому из направлений, а «Профиль МРСД» позволяет видеть точки роста образовательной организации в сравнении с ближайшими соседями и принимать управленческие решения, направленные на повышение результативности всех школ, входящих в состав МРСД.Хочу почеркнуть, что цифровой формат – это не цель, а средство, позволяющее эффективно решать стоящие перед управленческими командами школ задачи. На основе перечисленных цифровых данных определяются точная тематика управленческого проекта, его цели и задачи, формируется «дорожная карта» его реализации. А при помощи «Системы поддержки управленческих проектов школы» директор получит автоматизированную обратную связь по выполнению проектов в виде оцифрованных измеряемых показателей.Дистанционная средаУже в этом учебном году мы планируем завершить основную часть работ по переводу программ повышения квалификации учителей в цифровой формат. Это не только позволит педагогам учиться в удобное время и в удобном месте, но и персонифицирует повышение квалификации, поскольку слушатели таких программ получат возможность выстраивать индивидуальную траекторию обучения, индивидуальные консультации, смогут самостоятельно определять скорость освоения содержания – адаптировать процесс обучения под свои потребности и обстоятельства.Важно и то, что обретенные в цифровой дистанционной среде навыки они обязательно перенесут в свою профессиональную практику в школе. То есть через повышение квалификации будет происходить мощное погружение работников системы образования Москвы в цифровую образовательную среду, без которой мы не сможем адекватно ответить на новые вызовы.Например, современный мир ставит перед человечеством задачи, которые невозможно решить без поиска междисциплинарных связей. На смену процессу дробления и строгой дифференциации наук приходит стирающий искусственно созданные междисциплинарные границы конвергентный подход. Он становится необходимым условием подготовки школьника к будущей самостоятельной жизни в мире стремительно развивающихся новейших технологий. А важнейшим условием для создания конвергентно ориентированной образовательной среды становится подготовка педагогических кадров, способных ориентироваться в этих вопросах. Согласитесь, учить новейшим технологиям по старым лекалам – дело бесперспективное.Траектории развитияЕще одно новое направление работы МЦРКПО, о котором я хотел бы рассказать, – изменение подходов к развитию потенциала управленческих кадров через построение цифровых траекторий развития.Вестись эта работа будет в три этапа. Первый – диагностика уровня знаний управленца, его профессионально важных качеств и способностей через автоматизированные и используемые в мировой практике инструменты. Она поможет выявить его уровни мотивации к достижению результатов, склонность к риску, готовность принимать решения и нести за них ответственность, его аналитические способности, а также личностные особенности – открытость новому, уверенность в себе и эмоциональную стабильность.Второй этап – оценка уровня сформированности профессиональных компетенций. Здесь инструментом диагностики являются профессиональные пробы в формате симуляционных упражнений, которые помогают выявить, насколько исследуемый умеет ставить задачи и обеспечивать их выполнение, доносить информацию и скрытые в ней смыслы, оценивать потенциал подчиненных, мотивировать их и выстраивать межличностные отношения.К третьему этапу мы относим собственно формирование на основе диагностик программы персонализированного обучения. Причем диагностики могут быть использованы как для индивидуальной оценки, так и для оценки компетенций управленческой команды школы в целом. Но и в этом случае помимо общекомандных рекомендаций индивидуальные траектории обучения будут сформированы для каждого члена управленческой команды в отдельности.Дополнением к обучению управленцев станет «Московский тренажер директора школы» – инновационный инструмент, дающий возможность научиться принимать правильные решения по управлению школой без риска реальных последствий в случае принятия неправильного решения.В основе тренажера – математическая модель системы взаимосвязей процессов управления и результатов, которых достигла школа. В тренажер заложены возможности постоянной трансформации в соответствии с изменениями, происходящими в системе образования (новыми правилами, формулами, задачами и подходами к их решению), то есть, по сути, является самообучающейся системой. Занятия на тренажере построены по принципу онлайн-игры, моделирующей управление виртуальной школой, где искусственно заданное ограниченное число факторов и параметров делает ситуацию прозрачной, измеряемой и прогнозируемой. По итогам прохождения тренажера оценивается динамика изменения результатов виртуальной школы по сравнению со стартовыми параметрами. А формирование навыков принятия правильных решений достигается через многократное повторение учебных ситуаций до безошибочного выполнения.Сегодня работы по созданию тренажера вышли на финишную прямую. Наши специалисты приступили к его тестированию в группах управленцев, обучающихся по программе «Современный заместитель руководителя образовательной организации». При этом мы уже сейчас работаем над планами его дальнейшей эволюции. И если у руководителя образовательной организации или его заместителя есть мотивация к движению вперед, тренажер – прекрасный инструмент для развития профессиональных навыков и компетенций.В этой связи нельзя не упомянуть еще об одном направлении работы МЦРКПО – организационном и технологическом сопровождении процедуры аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей. Аттестация – это постоянно совершенствующийся открытый инструмент для сверки управленческих часов с ритмом города, обеспечивающий решение актуальных задач, встающих перед системой столичного образования. Поэтому разработка цифровых интеллектуальных средств для сбора оцифрованных результатов деятельности руководителей школы и построения электронной модели их управленческих компетенций занимает в наших планах особое место. В будущем эта работа должна привести к созданию интеллектуальной цифровой системы подбора кандидатов на должности руководителей под целевые задачи деятельности образовательных организаций.В заключение позволю себе перечислить основные направления работы МЦРКПО. Это подготовка управленческих кадров для столичных образовательных организаций, повышение квалификации педагогов, цифровизация системы дополнительного профессионального образования, развитие партнерских отношений с российскими городами и реализация проекта «Школы городов России – партнеры Москвы», сопровождение процедуры аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций. Более подробно о реализуемых в рамках данных направлений деятельности проектах вы узнаете из материалов этого номера «Учительской газеты-Москва», я же хочу еще раз подчеркнуть, что все они в конечном итоге направлены на повышение эффективности работы людей, обеспечивающих высокое качество столичного образования.Алексей РЫТОВ,директор Московского центра развития кадрового потенциала образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте