search
main
0

Развитие после развития Система работы по математике в 5-6-х классах

В моей практике внеклассное занятие по предмету тесно переплетается с урочной системой. Проблема возникла, когда я впервые приняла класс из начальной школы, прошедший обучение по развивающей программе. Традиционная методика преподавания в таком классе дает сбои. Дети очень подвижны и любознательны. Их девиз на уроке “Думай, рассуждай, доказывай!” Поэтому пришлось решать целый ряд вопросов, связанных с методическим содержанием урока. И идея объединить внеклассную работу с урочной системой пришла сама собой. А теперь о самой системе.

Кроме знакомого урочного расписания, я имею так называемый “день погружения в предмет”. В этот день у нас два урока математики (в 5-м классе во вторник, в 6-м классе в среду). На этот день планирую все контрольные и проверочные работы, ибо знаю, что по другим предметам на этот день никаких других контрольных планироваться не будет. Именно к предметному дню даю недельные творческие задания. Дети ищут интересные задачи или составляют их сами. Поощряются необычные и оригинальные решения или решение задачи несколькими способами. Таким образом я развиваю в своих детях интерес к творческому поиску. Но живой, творческой работы только в течение спаренного урока явно недостаточно в недельной нагрузке. Поэтому в понедельник я имею один час кружковой работы. Часто здесь продолжается работа, которую не успели сделать на уроке. Этот час мы называем “студиями”, потому что полет фантазии поощряется. Здесь мы часто ведем исследовательскую работу. На занятиях студии вместе работают ученики пятого и шестого классов. Пятиклассники очень довольны, что они работают на одном уровне с шестиклассниками, а последние чувствуют себя наставниками младших. В связи с этим на студиях поощряются групповые методы работы.
Ученица 5-го класса принесла на студию интересную задачу и предложила ее решить.
“Жил-был на свете ленивый человек. Он не любил работать, но хотел иметь много денег. Узнал об этом хитрый черт и предложил ему сделку: “Видишь мост, если ты пройдешь по нему, то у тебя денег в кармане будет в два раза больше, чем было, но, проходя по мосту, ты будешь каждый раз платить мне налог в 24 рубля”.
Согласился человек. Один раз прошел по мосту-деньги удвоились, отдал черту 24 рубля; второй раз прошел, оставшиеся деньги опять удвоились, снова заплатил 24 рубля; третий раз прошел, заплатил налог – и денег в кармане не осталось. Весело рассмеялся черт и исчез. Сколько же денег у человека было первоначально?”
Ученик 5-го класса решил задачу так.
1) 24:2 = 12 – было денег после того, как второй раз прошел по мосту.
2) 12+24 = 36 – было вместе с налогом после второго раза.
3) 36:2 = 18 – было после первого раза.
4) 18+24 = 42 – было после первого раза вместе с налогом.
5) 42:2 = 21 – было у человека первоначально.
Ученики 6-го класса очень быстро решили эту задачу уравнением: х – было денег первоначально.
[(2x-24).2-24].2 = 24
Решая задачи на студийных занятиях, ученики 5-го класса встречаются с неизвестным материалом, но этот же материал уже знаком шестиклассникам. Получается, что в ходе совместного решения пятиклассники учатся у старших товарищей и как бы опережают программу. Например, мы познакомились с пятиклассниками с решением более сложных уравнений, запомнив два правила:
1. Корень уравнения не изменится, если к обеим частям уравнения прибавить или вычесть одно и то же число.
2. Корень уравнения не изменится, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, отличное от нуля.
Расширили понятия числа, познакомившись с положительными и отрицательными числами. Шире рассмотрели действия с обыкновенными дробями. Таким образом, студийные занятия значительно расширяют математические познания учеников, органически дополняют привычную урочную систему. На студийных занятиях вместе составляем интересные задачи для начальной школы. Так ученик пятого класса составил следующую задачу:
“Два брата поймали вместе 28 окуней. Младший упустил из пойманных 4 окуня. Тогда старший отдал ему из своих 3 окуней, и у них стало поровну. Сколько окуней поймал каждый?”
Соединение урочной системы с внеурочной деятельностью дает возможность повысить интерес к математике и расширить общий уровень математических знаний. Студийные занятия нужны именно в 5-6-х классах, так как на этом рубеже закладывается фундамент знания математики. Правильно построив учебный процесс, можно продолжить принципы развивающего обучения в подготовке ученика среднего звена. Студийные занятия позволяют мне работать с одаренными детьми в углубленном варианте, прививать стойкий интерес к моему предмету большинству учеников класса.
В конце учебного года, по традиции, мы отмечаем праздник студии, к которому готовим альбом с нашими наработками за год. Заканчивается праздник вручением памятных медалей “За студийную работу” первой и второй степени.
Связь урочных занятий со студийными позволяет мне к концу шестого класса постепенно переходить на уровневое изучение математики. Все домашние задания, самостоятельные работы и все виды проверочных работ даются дальше в трех уровнях сложности. Кроме того, за два года таких занятий у меня создается довольно значительная группа учеников, занятия которых в дальнейшем можно профилировать.

Ирина АРТЮШКИНА,
учитель математики Октябрьской средней школы
поселок Октябрьский,
Похвистнево,
Самарская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте