search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Профессии будущего: куда пойти в ИТ, если ребенок гуманитарий Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Минпросвещения рассказали о единой модели профориентации школьников Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах
0

Развитие личности ребенка в пространстве родного и иностранного языков

Мы уже писали о том, что Московский гуманитарный педагогический институт открыл свой сайт, где сосредоточил 100 резервов для развития дошкольного образования. Мы хотели бы, чтобы вы стали частыми гостями (а то и друзьями) этого интересного форума, адресованного и педагогам, и родителям. А пока давайте пройдемся по самым интересным материалам сайта.

Ребенок, попадающий в столицу, нередко оказывается в ситуации, когда ему приходится говорить сразу на двух языках – русском, который преобладает в окружающей его среде, и родном, на котором говорят в семье. Как быть, какие проблемы тут возникают, как все это сказывается на развитии ребенка? Об этом на сайте говорит старший преподаватель кафедры англистики и английской филологии МГПИ Кира Ревенкова.

Язык для ребенка – это прежде всего средство развития, познания и воспитания. Язык становится условием и средством развития и формирования языковой личности дошкольника. Об этом писали в своих исследованиях А. Лурия, Е. Негневицкая, А. Шахнарович и другие. Они считали, что через общение и деятельность на языке и через деятельность с языком ребенок развивается, воспитывается, познает мир и себя, так как усвоение языка рассматривалось как средство осознания собственного «я» и самовыражения. Поэтому, учитывая специфику формирования языковой личности в пространстве родного и иностранного языков, педагогу важно овладеть ключевыми понятиями – языковая картина мира, вербально-семантический уровень – и знать общие черты и специфику их формирования у дошкольников в разных социокультурных и образовательных условиях.

Формирование языковой личности в пространстве родного языка представляет собой естественный процесс. Ребенок каждый день слышит одни и те же названия для знакомых ему, близких предметов и явлений, воспринимает их в единстве с коммуникативной ситуацией. Например, «мама», «кукла», «машина», «книга», «почистить зубы», «идет дождь» и так далее. Ребенок безошибочно определит каждое из них, так как эти предметы и явления представляют для него уже сформированную языковую картину мира, а его с самого рождения окружает языковая среда родного языка, в которой он хорошо ориентируется.

Однако при формировании языковой личности в пространстве иностранного языка важно учитывать, что у детей отсутствует потребность во втором языке. Они прекрасно понимают, чего от них хотят другие люди, и их прекрасно понимают благодаря родному языку. Поэтому важно развивать и поддерживать внутреннюю, положительную мотивацию изучения иностранного языка. Поэтому, по мнению И. Зимней, иностранный язык, как и родной, должен обеспечивать социальные, интеллектуальные и личностные функции человека. Следовательно, основной задачей на ранней ступени обучения должно стать развитие личности ребенка средствами иностранного языка. Именно это подчеркивал Л. Выготский в своих исследованиях: «Там, где среда не создает соответствующих задач, не выдвигает новых требований, не побуждает и не стимулирует с помощью новых целей развитие интеллекта, там мышление ребенка не развивает всех действительно заложенных в нем возможностей, не доходит до высших форм или достигает их с крайним опозданием».

Идея Л. Выготского сводилась к тому, что само по себе накопление языковых знаний, ассоциаций и связей никогда не приводит к появлению высших форм интеллектуальной деятельности. Поэтому поиск психолого-педагогических и методических условий должен быть направлен на то, чтобы найти способы стимулирования речемыслительной активности и активации коммуникативной и познавательной деятельности дошкольников, способствующей их языковой адаптации и социализации, формированию умений и навыков иноязычного общения. Между тем, согласно Е. Пассову, все аспекты обучения иноязычному общению тесно взаимодействуют, в результате чего «изучение иностранного языка и обучение ему вносит свой вклад в формирование личности… моральных качеств и интеллектуальных способностей».

При этом следует учесть, что ребенок дошкольного возраста находится еще только на самой первой стадии развития способности к иностранному языку. Ю.Караулов в своих исследованиях утверждает, что структура языковой личности складывается на каждом уровне своей организации. За начальный уровень – нулевой – принимается вербально-семантический, который и рассматривается как основной уровень развития вторичной (по отношению к иностранному языку) языковой личности детей дошкольного возраста.

Принципами проектирования социокультурного и образовательного пространства, позволяющими создать оптимальные условия для развития вторичной языковой личности дошкольников, на наш взгляд, выступают следующие: социальной обусловленности и конгруэнтности, приоритета духовно-нравственных и культурных ценностей в содержании образования, интеграции образовательных структур семьи и детского сада, социальных и образовательных учреждений, формирования образовательных альтернатив.

В свою очередь основные принципы реализации условий развития вторичной личности в контексте традиционной культуры – принципы многоуровневости, диверсификации, предполагающие создание условий для многообразия личностных образовательных траекторий, практикоориентированности и модульности обучения, толерантности, вариативности и гибкости содержательно-технологического компонента профессиональной подготовки педагогов для работы с детьми дошкольного возраста и их семей, формирования системы управления качеством и мобильности, открытости и расширения социального партнерства и так далее.

В соответствии с ними строится модель научно-методической поддержки развития личности ребенка в социокультурном и образовательном пространстве родного и иностранного языков.

Она включает следующие направления:

научно-исследовательское: проведение научно-практических и научно-исследовательских конференций педагогов-практиков и ученых-исследователей; организация педагогических исследований по проблемам развития личности в правовом, социокультурном и языковом пространстве, разработка научно-методического обеспечения сопровождения личностного роста детей дошкольного возраста средствами родного и иностранного языков;

культурное: разработка программно-методического обеспечения специального курса по лингвострановедению для детей дошкольного возраста и их родителей в рамках работы семейных клубов и лингвокультурных центров при детских садах и школах, проведение дистанционных и очно-заочных экскурсий, мастер-классов и творческих мастерских, направленных на знакомство с языком и культурой другой страны; разработка программы театрального абонемента для воспитанников и учеников образовательных учреждений, организация виртуальных музеев межкультурной коммуникации на базе образовательных учреждений;

организационное: мониторинг социальной адаптации детей, обучающихся иностранному языку, организация «круглых столов», проблемных семинаров и семинаров-практикумов по развитию личности детей средствами родной и иноязычной культуры, создание кол-центра и форума по охране прав и достоинств личности в образовательном пространстве родного и иностранного языков, проведение студенческих благотворительных акций по социальной адаптации и социализации детей-билингвов;

правовое: знакомство студентов с содержанием Всеобщей декларации прав человека, активизация работы по самообразованию педагогов и родителей и организация работы правовых практикумов в детском саду, создание ресурсных центров при детских садах и школах по научно-методической поддержке духовно-нравственного развития детей в условиях инновационной среды, изучения иностранного языка и освоения зарубежной культуры;

информационное: создание кейсов для педагогов и родителей детей, направленных на активизацию потенциалов языкового и личностного развития воспитанников, организация сетевого партнерства образовательных учреждений и детских садов, школ и вузов, учреждений социального обеспечения и общественных организаций в России и за рубежом по обеспечению прав на доступность и качество высшего профессионального и постпрофессионального образования в области формирования правовой, социальной, языковой компетенции педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Апробация этой модели позволит создать эффективную основу для формирования готовности педагогов к обучению детей родному и иностранному языкам и ознакомления с культурой с опорой на закономерности развития личности ребенка дошкольного возраста, знание особенностей его социальной адаптации и социализации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте