В сентябре нынешнего года телеканал «Культура» порадовал своих зрителей очередным циклом передач «Ищу учителя». Для журналиста «Учительской газеты» рассказ об авторской школе и новых педагогических идеях – дело в общем-то привычное, но услышать и увидеть интереснейших и, наверное, лучших, во всяком случае, творческих, думающих и создающих педагогов страны в эфире уважаемого канала было очень приятно. Сразу подумалось о возрождении былого уважения к учительскому труду и интереса к школе как к началу начал. А еще захотелось рассказать о тех тоже по-своему необычных школах, которые в теле-проект не попали, но в своем небольшом городке или поселке выполняют роль не менее значительную, чем «Школа Ямбурга» или «Класс-центр» Сергея Казарновского в Москве.
Например, в гимназии № 1 города Калач Воронежской области внимания к предметам художественно-эстетического цикла, наверное, не меньше, чем в школе Сергея Казарновского. И также вписаны они в сетку расписания, и детям, чтобы позаниматься хореографией или поиграть в оркестре русских народных инструментов, который, кстати, имеет звание Народного, не надо куда-то идти или ехать через весь город, потому что преподаватели сами к ним придут. Просто приходи и играй. Что ребята и делают с превеликим удовольствием. Ежегодно до 100, а то и больше детей, причем основная часть из них непоседливые мальчики-подростки осваивают домры, балалайки, гитары и контрабасы. Не на улице болтаются, а отучившись в каком-нибудь из профильных классов, их в гимназии несколько – социально-экономический, физико-математический, социально-гуманитарный и химико-биологический, спешат на занятия оркестра. Девочки тоже заняты, кто-то, конечно, и в оркестре, но большинство находят себя в пении – академический хор гимназии «Россияночка», также имеющий звание Народного, самый желанный гость на любом городском концерте, а еще победитель многочисленных конкурсов и фестивалей. Тем, кто не нашел себя в пении и оркестре, или нашел, но хочется чего-то еще, гимназия предлагает занятия в хореографическом коллективе «Грация» и в студии художественно-декоративного творчества. Картины, панно и другие работы юных мастеров украшают фойе, коридоры и классы гимназии, превращая их в маленькие выставочные залы. А как иначе, ведь гимназическое пространство должно быть красивым, тем более, когда искусство занимает столь большое место в жизни школы.
– Настоящее развитие личности ребенка должно идти через искусство, – считает директор гимназии Виктор Тимофеевич Мартыненко. – У нас половину ребят, играющих в оркестре, отличниками и тихонями никак не назовешь. Но когда их видят на концертах родители, когда приходят люди со всего микрорайона, сидят в зале ветераны, а ребята на сцене в белых рубашках – выглаженные, чистенькие, сосредоточенные, талантливые, – к ним сразу и уважение, и восхищение их трудом!
По словам директора, когда гимназия набирает детишек в первый класс, здесь не проводят никаких тестирований по математике или чтению, а проверяют на талант, у кого какой: ритм, слух, физические данные, умение рисовать. После этого педагоги определяют, кому из детей лучше идти на хор, кому в оркестр, а кому рисовать, лепить, или танцевать. Потом советуются с родителями и принимают окончательное решение по каждому ребенку. Бывает, не обходится без споров, и выход чаще всего находят в том, что ребенок начинает заниматься сразу по двум направлениям, а то и больше. Ведь есть еще спортивные секции, есть туристический клуб «41 меридиан», активно действующий гимназический музей, в который водят экскурсии сами ребята. Есть детская республика «Росток», объединившая по возрастам самых младших «октябрят», средних «робинзонов» и старших «сталкеров» – это три первые буквы «рос», а «ток» означает «творчески объединенная команда».
Для любителей науки, среди учеников таких немало, в гимназии создано научное общество учащихся «Эврика», и ежегодно проводится традиционный гимназический праздник День науки и искусства. Ведь очень часто гимназические вундеркинды, занимающие призовые места на районных, областных и даже всероссийских олимпиадах, имеют к искусству самое непосредственное отношение – играют на музыкальных инструментах, поют, рисуют или танцуют. Побывав на выпускном вечере в июне этого года в гимназии, я сама имела возможность убедиться в этом. Выпускники – невероятно красивые, юные, модно и прекрасно одетые, в ожидании начала торжества собрались перед актовым залом, где в холле для них организовали небольшой концерт, и ребята помладше играли на струнных инструментах. Все выглядело, торжественно, красиво и трогательно: в вечер прощания со школой младшие провожали старших вальсами и музыкой из известных школьных песен. В итоге, некоторые из выпускников не выдержали: несмотря на высоченные каблуки, маникюры и горделивую осанку, девушки, похожие на светских красавиц, вдруг присаживались рядом с музыкантами, брали домры и запросто подхватывали знакомые мелодии! А позже, уже в зале выслушав поздравления учителей, родителей и, конечно, директора, сами выпускники на сцене устроили прекрасный полуторачасовой спектакль, в котором было все – и прощание со школой, и благодарность учителям, и демонстрация собственных талантов! Честно скажу, ни в одной из школ такого не видела, обычно ведь поздравления принимают сами выпускники, после чего спешат на первое свое взрослое, легальное «чаепитие». А тут никто не спешил ни в ресторан, ни на улицу покурить, здесь благодарные ученики говорили сердечное спасибо своим учителям! Интересным, веселым, музыкально-поэтическим спектаклем, в котором участвовали все без исключения 49 выпускников, и это в течение полутора часов!.. Кстати, сейчас все 49 успешно продолжают учебу: 45 в вузах, четверо в колледжах.
Известный педагог, доктор психологических наук Александр Асмолов говорит, что сегодня мы живем в мире, где царствует формула «Стресс, который всегда со мной». «И в этой ситуации необходима школа, которая помогает тебе принимать решение в каскаде неопределенных ситуаций. Современная школа – это школа развития, а не школа памяти. Для того чтобы догнать время, нужно научить учиться».
В нынешнем году Калачеевской гимназии № 1 исполняется 135 лет. Но несмотря на почтенный возраст она не перестает оставаться настоящей школой развития, в которой дети не только учатся учиться, но еще и учатся открывать в себе таланты, познавать свои способности и в учебе, и в творчестве, и в искусстве, что не менее важно для жизни и для будущей успешной самореализации в ней.
Фото автора
Комментарии