Одной из важнейших задач правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, где проживают люди 120 национальностей, является сохранение и развитие традиционной культуры коренных северных народов, насчитывающих в регионе около 30 тысяч человек.
Система этнообразования
В автономном округе действует 39 общеобразовательных учреждений с этнокультурным компонентом, в том числе 26 средних, 4 школы-интерната, одна основная школа, 8 начальных школ – детских садов. В Нижневартовском районе на стойбище действует Аганская начальная школа. Двое детей, проживающих на стойбище Тюй-Тях, получают семейное образование на базе Варьеганской средней школы. Традиционно проводятся окружные олимпиады по родному языку и литературе коренных малочисленных народов Севера. В рамках учебного плана реализуются предметы, отражающие специфику региона: история и география Ханты-Мансийского автономного округа, родной язык, родная литература, интегрированные курсы МХК, технологии, изо, физическая культура. Изучение родных языков организовано для 2826 человек в 31 образовательном учреждении: с 1-го по 11-й класс – в Нижневартовском, Ханты-Мансийском, Сургутском, Октябрьском, Белоярском, Березовском районах; с 1-го по 9-й класс – в Сургутском, Октябрьском, Нижневартовском, Колдинском районах; с 1-го по 4-й класс – во всех районах (кроме Нефтеюганского).
Учебными пособиями национальные школы обеспечены в полном объеме, однако в основе содержания и структурирования материала лежит традиционная методика, ориентированная на школьников, знающих свой родной язык. В связи с тем, что проблема ассимиляции коренного населения в процессе освоения территории в первую очередь связана с утратой родного языка молодежью, возникла необходимость создания учебников нового поколения. Сегодня в регионе ведется разработка учебно-методических комплектов на основе единого шаблона для школ с этнокультурным содержанием образования для начальной школы. В перспективе – выпуск учебно-методических комплектов для среднего и старшего уровней образования, которые будут сопровождаться учебными материалами на электронных носителях.
В 17 средних школах с этнокультурным содержанием образования действуют производственные базы или этноцентры для прохождения производственной практики, оздоровления учеников и приобщения их к традиционным видам хозяйственной деятельности коренных народов. Благодаря взаимодействию с окружающим социумом и родителями, ведущими традиционный образ жизни, родовыми общинами, этнокультурными центрами на базе школ организуются кружки декоративно-прикладного искусства, народного творчества, секции национальных видов спорта. Школьники, обучающиеся основам оленеводства, рыболовства и охотоведения, проходят производственную практику в родовых угодьях. В 14 образовательных учреждениях работают этнографические музеи.
Кадровые ресурсы
Предметы этнокультурного компонента, родные языки и литературу преподают 46 учителей, из которых 39 – с высшим образованием. В автономном округе проводится работа по повышению качества преподавания родных языков, организуются конкурсы в поддержку образовательных учреждений, школьников и студентов, изучающих языки и культуру обских угров. Ежегодно около 15 школьников и студентов получают грант губернатора Югры за успехи в изучении родного языка. На базе детских этнографических центров организуются летние школы по изучению и популяризации родных языков, организуются экспедиции. В 2007-2008 годах обучение прошли 310 воспитанников. Следует отметить, что в этой работе принимают участие как дети из национальных сел и деревень Югры, так и делегации из других регионов России и зарубежья. Еще одно значительное событие – в 2008 году в регионе впервые состоялся окружной конкурс «Учитель родного языка и литературы», в котором приняли участие шесть педагогов.
Национальные педагогические кадры готовят в Югорском государственном университете, где действует институт языка, истории и культуры народов Югры, работают шесть кафедр и четыре лаборатории. Здесь открыта аспирантура по специальностям: «языки народов Российской Федерации (финно-угорские и самодийские языки)», «сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание». Ханты-Мансийский педагогический колледж реализует проект «Подготовка национальных педагогических кадров с дополнительной подготовкой в области родного языка и литературы». С сентября 2008 года в колледже в отдельную структуру выделено национальное отделение, где обучаются 148 студентов из числа коренных народов. Второй год на базе колледжа идет обучение по специальности «родной язык и литература» (20 студентов), организован набор на специальность «преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области родного языка» (27 студентов). Также изучением языков и культуры коренных народов Севера занимается Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок в Ханты-Мансийске.
Профессиональная подготовка
Обучение детей из числа коренных народов ведется в учреждениях начального и среднего профессионального образования по 25 специальностям СПО (около 550 человек) и 28 специальностям НПО (около 500 человек). В учреждениях СПО за счет бюджета округа обучаются 496 студентов, в учреждениях НПО все студенты учатся за счет регионального бюджета. Необходимо отметить, что около 80 процентов выпускников профессиональных училищ и колледжей возвращаются работать в родные села и деревни.
Этнообразование в регионе без поддержки не остается. Так, в рамках ряда программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2008 году разрабатываются научно-исследовательские проекты: концепция образования коренных народов Севера в современных условиях, ориентированная на развитие этнообразования в регионе, сохранение и развитие этнокультуры; программа воспитания детей коренных народов на основе традиционной культуры. Совершенствуется методика обучения детей коренных народов в условиях общеобразовательной школы. Проводятся различные конкурсы, призовой фонд которых направлен на развитие материально-технической базы и сохранение этнокультуры: летняя школа коммуникативного общения; грантовая поддержка школьников и студентов, изучающих языки обско-угорских народов; конкурс на получение премии губернатора в номинации «Лучшее образовательное учреждение, реализующее программу культурного наследия малочисленных народов Севера»; конкурс кабинетов родного языка и литературы.
Перед правительством автономного округа стоят задачи дальнейшего развития системы образования коренных народов. По словам специалистов, пристальное внимание будет уделено профессиональной подготовке, которая должна учитывать психофизиологические особенности личности. Изменится содержание образования, предусматривающее воспроизводство особенностей национальной культуры народов Севера (язык, содержание традиционных занятий – оленеводство, звероводство, охотоведение). Будущее, как считают ханты-мансийские специалисты, за образовательными технологиями, не угнетающими национальную психику и мировоззрение школьников. Общеобразовательная школа и в дальнейшем будет ориентироваться на особенности уклада жизни северных народов, на способы культурной эволюции, интеграции коренных жителей в региональную общность, на подготовку детей к жизни в поликультурном обществе.
По материалам Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Комментарии