«Зачем у всех без исключения людей нашей планеты работают механизмы самосохранения мозга? Затем, наверное, что никто не знает, когда ностальгия по мыслительной деятельности вернется к человеку», – размышляет Наталья Петровна Бехтерева («Магия мозга и лабиринты жизни»). Авторитетные словари утверждают, что ностальгия свойственна только взрослым людям, умеющим рефлексировать. Получается, что, если мы сейчас не будем формировать у наших учащихся умения критически воспринимать поступающую информацию и ее использовать, ностальгия по мыслительной деятельности им, к сожалению, будет незнакома…
Многообразие современных технологий позволяет учителю конструировать современный урок, определять оптимальную форму взаимодействия «учитель – учащийся», «учащийся – учащийся», соответствующую целям и задачам каждого конкретного урока. Использование современных образовательных технологий – это возможность: 1) обучения обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления, что в терминах нового стандарта определяется как обучение универсальным учебным действиям; 2) объединения содержания отдельных дисциплин, что актуально как установление межпредметных связей; 3) реализации вариативности обучения и дифференцированного подхода. Анализируя спектр современных технологий, которые могут быть использованы на уроках филологического цикла, мы хотели бы остановиться на особенностях технологии развития критического мышления как наиболее отвечающей задачам достижения предметных и метапредметных результатов. Информационное поле, в котором находятся и развиваются учащиеся на протяжении всех лет обучения в школе, постоянно расширяется, а возможности учащихся в восприятии и переработке поступающей информации ограничены. Если не научить их чувствовать себя в этом поле защищенными и умеющими ориентироваться, то это может привести к дискомфорту от ощущения собственной несостоятельности, трудностям в дальнейшем обучении и ограничению возможностей профессионального роста. О технологии и ее приемах написано много, мы предлагаем вспомнить основные положения, но главное – предложим варианты использования технологии на различных уроках. Цели и задачи технологии «Развитие критического мышления» (по Б.С.Гершунскому): 1. Формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений). 2. Развитие рефлексивности, коммуникативности, креативности, мобильности, самостоятельности, толерантности, ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности. 3. Формирование культуры чтения, т. е. умений: ориентироваться в источниках информации; пользоваться разными стратегиями чтения; адекватно понимать прочитанное; сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную; критически оценивать новые знания; делать выводы и обобщения.4. Развитие аналитического, критического мышления и умений: выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; понимать связи частей информации; выделять ошибки в рассуждениях; определять, чьи ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или аудитор; избегать категоричности в утверждениях; быть честным в своих рассуждениях; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение; отличать факт, подлежащий проверке, от предположения и личного мнения; подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; отделять главное от несущественного в тексте или в речи и акцентировать внимание на первом.5. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.Приемы и методы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо):1) «толстые» и «тонкие» вопросы; 2) ромашка Блума (ромашка вопросов): вопросы простые, уточняющие (то есть ты говоришь…), объясняющие, творческие (если бы), оценочные (хорошо или плохо), практические;3) мозговой штурм;4) перекрестная дискуссия;5) шесть шляп мышления (позволяет преодолеть трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу);6) чтение с остановками;7) верные – неверные утверждения;8) «древо предсказаний» (ствол – тема, листочки – прогноз, ветви – аргументы);9) прием «Фишбоун». Технологические приемы (чтение с остановками, создание кластера, разметка текста, «тонкие» и «толстые» вопросы и др.) могут использоваться на каждом из этапов работы: 1) вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта; 2) осмысление содержания – получение новой информации, соотнесение новой информации с собственными знаниями; 3) рефлексия – осмысление, рождение нового знания, выражение новых идей и информации собственными словами. Такое трехчастное строение работы вполне соответствует логике работы с текстом в привычных для нас терминах: предтекстовый этап, текстовый этап и послетекстовый этап. Учитель может выбрать из всего перечня технологических приемов те, которые кажутся ему наиболее подходящими для конкретного урока, конкретного класса, материала, с которым предстоит работать. На урок! Русский язык, 8-9-е классыВот как может быть организована работа на этапе вызова при систематизации знаний о принципах русской пунктуации: Известно, что до XV века в книгах не было знаков препинания. А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время? Умеем ли мы использовать возможности, которые представляет стройная система знаков препинания? Задание 1 Расставьте знаки препинания в следующей фразе (заголовок одной из статей газеты «Аргументы и факты» о необходимости внимательного изучения того, что написано на упаковке товара), чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания: Хватит жевать давайте читать.Варианты расстановки знаков: Хватит! Жевать давайте, читать… Хватит. Жевать? Давайте! Читать? Хватит жевать – давайте читать.Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания? Какие принципы русской пунктуации лежат в основе расстановки знаков препинания? Какую функцию выполняет в авторском варианте тире?Задание 2В данном стихотворении расставлены знаки препинания, но иные, чем в авторском варианте. Восстановите авторскую пунктуацию. Сделайте вывод о роли знаков препинания в каждом случае.Семейство Слонов перепугано:Насмерть Слоненок простужен.И кашель, и насморк лекарства достали. Компрессы готовы, но где?Продается платок хоботовый!Авторский вариант:Семейство Слонов Перепугано насмерть -Слоненок простужен:И кашель, и насморк. Лекарства достали, Компрессы готовы, Но где продается платок хоботовый?«Слоненок», Рената МухаДелаем важный вывод: строение предложения как бы программируется заданным смыслом. Знаки препинания в ряде случаев помогают установить смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения.Главные вопросы урока: какие принципы русской пунктуации лежат в основе расстановки знаков препинания? Какова функция каждого из 10 знаков препинания? Различными приемами маркировки текста пользуются многие учителя-филологи. Это и понятно – на этапе осмысления данный прием оптимален. Один из приемов на этапе осмысления – маркировка текста значками по ходу чтения – «инсерт» – есть и в копилке данной технологии. Расшифровка аббревиатуры уточняет понятие: interactive – интерактивная; noting – размечающая; system – система; effective – для эффективного; readingand – чтения и thinking – размышления. По ходу чтения параграфа учебника, фрагмента текста произведения учащиеся ставят на полях значки: «v» – уже знал; «+» – новая информация, «-» – думал иначе, есть противоречия с тем, что знал ранее, «?» – не понял, есть вопросы. Такая маркировка текста позволяет удерживать внимание на протяжении всего чтения; дает возможность ученику классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний; позволяет отслеживать по значкам процесс чтения. Так начинается работа с учебно-научным текстом, который представляет собой источник познавательных задач или проблем, которые надо уметь обнаружить и решить.Технологический прием чтение с остановками хорошо использовать на уроках развития речи. Учитель читает текст, заранее разделив его на сюжетные эпизоды, фрагменты. На основе заглавия ученики предполагают, о чем будет текст. Далее читается первый фрагмент. После остановки учащиеся прогнозируют, что будет дальше. Предположения обсуждаются во время следующей остановки чтения, и так до конца текста. До начала чтения текста (или его части) учащиеся должны пройти стадию вызова. Это можно осуществить на основе заглавия текста, минимальной информации об авторе. Затем, ознакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале (стадия осмысления). Особенность приема в том, что момент уточнения (стадия осмысления) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом материала. Данная технология дает возможность удерживать внимание на протяжении всего чтения текста; это отличный материал для обсуждения взаимосвязи эпизодов внутри текста; процесс чтения становится увлекательным и интересным.На урок! Литература, 8-9-е классыПрочитав каждый абзац, сделайте остановку, чтобы ответить на вопросы: О чем этот текст? О чем может идти речь до данного фрагмента и после него? Что в тексте помогло вам понять это? К какому стилю и типу речи относится текст? Как это выражено языковыми средствами?1) Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо с красивыми облаками, россыпь брусники вокруг старого пня, ночную фиалку среди берез, – у меня появлялось чувство, похожее на досаду. «Господи, – говорил я, – такое мне дано, но ведь с этим же что-то тебе делать надо!» Не торопитесь читать дальше! Вспомните о вопросах!Дополнительное задание: объясните пунктуацию в этих двух предложениях.2) Так вот – любование. В этом весь секрет постижения красоты. Согласитесь, что если человека привезти на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увезти от моря подальше, – это одно. Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживет несколько дней, то это совсем другое. Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, равно как на огонь или на водопад. Весь комплекс моря с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками – все это наполнит вас, очистит, облагородит, останется навсегда, чего не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или увидеть эту красоту из окна поезда.Отвечаем на вопросы!Дополнительное задание: один из приемов художественной выразительности – ряды однородных членов. Докажите, что автор его использует. Найдите предложения, которые противопоставлены друг другу (антитеза).3) Однажды японцы привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов. А когда туристы возроптали: «Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте», – японцы вежливо возразили и показали программу. В ней было написано: с 9 до 11.30 утра – любование. Отвечаем на вопросы!Дополнительное задание: понятно ли вам значение слова «возроптали»? Замените его нейтральным синонимом.4) Потом я понял: нужно остановиться и смотреть. Любоваться. Созерцать, исцеляя душу. Остановиться не на двадцать минут (которые тоже можно считать продолжительным временем), потому что если остановишься на двадцать минут – не избавишься от зуда движения, так тебя и будет подмывать двинуться дальше. Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты и не меньше, чем на два часа. Дополнительное задание: вы почувствовали, что здесь тоже использована антитеза? С помощью каких языковых средств она выражена? В чем особенность первых трех предложений этого абзаца?Вы уже догадались, что абзацы вы читали не в том порядке, как они расположены у автора. Расположите их так, чтобы получился связный текст. Обратите внимание на средства связи абзацев. Допишите окончание текста.Прочитайте стихотворение В.Солоухина. Какие строчки созвучны прочитанному уже тексту? Отметьте знаком «+» те строки стихотворения, которые вам близки, созвучны, знаком «-» – те, с которыми трудно согласиться. Аргументируйте свое мнение. Выберите строчки и оформите их в виде эпиграфа к своему сочинению-рассуждению.Вершина формы строгой и чеканной – Земной цветок: жасмин, тюльпан, горлец, Кипрей и клевер, лилии и канны, Сирень и роза, ландыш, наконец. Любой цветок сорви среди поляны – Тончайшего искусства образец, Не допустил ваятеля резец Ни одного малейшего изъяна. Как скудно мы общаемся с цветами. Меж красотой и суетными нами Лежит тупая жирная черта. Но не считай цветенье их напрасным, Мы к ним идем, пречистым и прекрасным, Когда невыносима суета. Сопоставляя два текста, учащиеся замечают не просто лексические повторы: красивое в природе, красивые облака, секрет постижения красоты, увидеть эту красоту, любование, любоваться, остановиться перед красотой, без суеты меж красотой и суетными нами, но и единство на уровне темы и идеи. Порядок абзацев в авторском тексте: 1) Однажды японцы привезли европейских туристов на поляну… 2) Так вот – любование. В этом весь секрет постижения красоты… 3) Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе… 4) Потом я понял: нужно остановиться и смотреть… 5) Только тогда красота, которой конца-краю нет, пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, только тогда она и приносит радость. Прием верные и неверные утверждения можно использовать при изучении лингвистического материала. Учитель предлагает учащимся ряд утверждений по еще не изученной теме, учащиеся выбирают те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, слова учителя или подготовленного ученика) предлагаем учащимся возвратиться к данным утверждениям и оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Для экономии времени можно раздать табличку с предположениями в распечатанном виде, чтобы учащиеся прямо в карточке могли делать соответствующие пометки и имели возможность оставить ее у себя. На урок! Русский язык, 8-й классПрием можно использовать и при организации повторения материала по теме, как это предлагается в учебнике русского языка для 8-го класса (УМК под ред. Л.М.Рыбченковой).Выберите из данных утверждений верные:1. Односоставные предложения – это предложения с одним главным членом – подлежащим или сказуемым.2. Односоставные предложения делятся на именные и глагольные.3. Смысл односоставных предложений понятен только в контексте.4. Односоставные предложения бывают определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные и назывные.5. Вид односоставного предложения зависит от его значения и грамматических характеристик главного члена.6. В определенно-личном предложении выражается действие определенного лица, в неопределенно-личном – действие неопределенных лиц.7. Односоставные обобщенно-личные предложения обозначают действие группы лиц.8. Сказуемое в безличном предложении всегда выражается безличным глаголом.9. Назывное предложение – это предложение с одним главным членом – подлежащим, которое чаще всего выражается именем существительным в форме именительного падежа.10. Назывные предложения не изменяются по временам.При возникших затруднениях учащиеся могут обратиться к материалу изучаемого раздела, параграфа. Прием «толстые» и «тонкие» вопросы позволяет совершенствовать умение критически воспринимать информацию. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова это вопросы до изучения темы, прочтения текста; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, на стадии рефлексии, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.На урок! Английский языкВопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана – «тонкие» вопросы: Кто? (Кто автор текста, теории?) Что? Когда? Как зовут…? Было ли…? В английском языке к таким вопросам можно отнести общие (Do you know the name of …), разделительные (They were acquainted, weren’t they?) и альтернативные (Were they traveling by train or by plane?), а также специальные вопросы, которые не требуют развернутого ответа: When? Where? Who? Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать, – «толстые» вопросы: дайте три объяснения, почему …? Объясните, почему …? Почему вы считаете …? В чем различие …? Предположите, что будет, если …? Согласны ли вы …? Верно ли …? Примерами «толстых» вопросов в английском языке являются общие, специальные вопросы, а также предложения в повелительном наклонении: Do you think that …? Why do you think so? Give the example of …Заданный учеником вопрос является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в учебный материал, текст, умение анализировать его. Учитель на первых порах работы с этим приемом должен научить детей определять уровень сложности вопроса, относить его к «тонким» или «толстым». Это можно делать на вопросах, которые предлагает сам учитель, или на вопросах из учебника, например: прочитайте вопросы в учебнике. Какие из них требуют односложного ответа? Какие заставляют размышлять, анализировать? Какие вопросы можно использовать для кроссворда или в игре «Самый умный», «Кто хочет стать миллионером?»? Прием, в основе которого различные типы вопросов, – ромашка вопросов Блума, состоящая из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. 1. Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.2. Уточняющие вопросы, обычно начинающиеся со слов «То есть ты говоришь, что …?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?» Подобные вопросы дают возможность учащемуся осуществить обратную связь, иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слов «почему?», «от чего?», направлены на установление причинно-следственных связей. «От чего зависит выбор написания Н/НН в суффиксах причастий?» 4. Творческие вопросы содержат частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы, если …?» Например: «Что изменилось бы в системе правописания, если бы утвердилось «письмо по звонам» (предложение В.К.Тредиаковского «Разговор чужестранного человека с российским об орфографии…», где замечено, что письмо «по кореню» не всегда соблюдается, поэтому надо писать «по звонам»). 5. Оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Как вы относитесь к высказыванию автора (героя)?».6. Практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить знание о том, что причастия бывают действительные и страдательные?», «В текстах какого типа и стиля речи используются термины?», «Зачем нам знание о видах придаточных предложений?». 7. На урок! Английский языкВ плане изучения иностранного языка, в частности английского, данный прием можно представить на примере изучения грамматической темы The Present Simple Tense:Один из приемов, помогающий развивать умение представлять информацию в разных видах, – создание кластера (кластер – подобие карты, проспекта изучения темы (или отражение важнейших связей внутри темы, раздела) – помогает представить материал концентрированно).Назовем этапы работы:1. Анализ материала, выявление основных понятий, концепций, связей между ними (особое внимание ключевым понятиям параграфа, текста).2. Исключение терминов, не отвечающих задаче раскрытия именно данной темы. 3. Отражение связей между понятиями – использование рамок разной формы, стрелок, рисунков. Варианты применения приема:1. Успешной может быть работа в парах, в которых один человек – «эксперт», другой – «новичок». 2-3 минуты учащиеся рассматривают кластер, после чего эксперт рассказывает, о чем идет речь. Новичок задает вопросы по всем непонятным составляющим кластера.2. Можно предложить школьникам прочитать параграф, внося дополнения (исправления) в уже готовый кластер. 3. При хорошем усвоении алгоритма работы с кластером ученики могут добавлять иллюстрации, использовать цветовой код для каждой ветви информации с помощью маркеров и пр.4. Учащиеся могут самостоятельно составлять кластер, используя полученный перечень понятий, концепций. Создание кластера может стать опережающим заданием, чтобы на уроке использовать его как базу. Плюсы работы: Новые слова (термины) соседствуют со словами, хорошо знакомыми ученикам. Это позволяет школьникам связать уже известное с новым. Относительно низкая трудоемкость составления и достаточно высокая эффективность в применении. Если учащимся дан готовый кластер до изучения темы, параграфа, то они получают наглядную структуру связей внутри материала. На урок! Английский языкПримером кластера в английском языке при изучении типов речи может служить таблица, в которой предлагается распределить выражения в рамке по трем колонкам в зависимости от того, к какому типу речи (описание, повествование или аргументация) оно ближе.How would you divide the following phrases by three columns below? More than one variant is possible. The information from «Learning Strategies» at p. 10-12 will help you to do the task properly.at first / as a result / probably / besides / all in all / it turned out to be / at the same time /from time to time / to sum up / recently / certainly/ meanwhile / to begin with / nevertheless / in conclusion / though(although) / firstly / in summary / secondly / as a matter of fact / finally / in other words / I suppose / on one hand / In spite of this / so/Приступая к изучению темы, можно предложить учащимся выполнить «инвентаризацию знаний», используя прием «знаю – хочу узнать – узнал», что позволяет учащимся определить, что они уже знают по данной теме, спрогнозировать, на какие вопросы предстоит ответить.В конце урока подвести итог: удалось ли найти ответы на поставленные вопросы, какое приращение знаний произошло. Прием двойной дневник предполагает связывание прочитанного с актуальными для учащихся вопросами и проблемами. Технически дневник организуется следующим образом: лист бумаги делится на два столбца. В левом столбце записываем (конспектируем) те части текста, которые привлекли особое внимание. В правом столбце необходимо написать комментарий к фразе, которая была отмечена слева: почему записана именно эта цитата? О чем она заставляет задуматься?Таким образом, читая текст, нужно прерываться и делать записи в «двойном дневнике». Можно заранее условиться о минимальном количестве записей. Этот прием позволяет формировать и совершенствовать умения тезирования, цитирования, верного оформления записи текста. Систематизации знаний по теме способствует прием тематический алфавит.1. Заранее подготовленная таблица раздается каждому ученику. 2. В каждой клетке таблицы проставлена буква алфавита, на которую ученик напишет слова – термины, понятия, словосочетания.3. Заполнение таблицы в соответствии с заданной темой (время работы 3-5 минут).4. Составление общей таблицы (ее можно выводить на экран и заполнять вместе с учетом наиболее часто встречаемых слов на определенную букву или же, наоборот, самых редких из названных слов).Ирина ДОБРОТИНА, Кристина ГАБЕЕВА, сотрудники Центра филологического образования Института стратегии развития образования РАО
Комментарии