Кажется, совсем недавно выпускники 9-х классов перешагнули порог профильной школы, директором которой я была назначена весной 2006 года. Школы экспериментальной, непохожей на другие на Ямале. Инициатором создания такого учреждения была начальник Управления образования (ныне директор Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа) И.К.Сидорова, уже тогда понимавшая, что за такой моделью будущее. Впервые в истории города и округа 1 сентября за парты сели ученики профильных классов: социально-экономического, индустриально-технологического, лингвистического, социально-гуманитарного, оборонно-спортивного, информационно-технологического, химико-биологического, математического профилей.
Сегодня кажется уже привычным обучение по индивидуальным учебным планам, предполагающее разнообразные комбинации учебных предметов из разных образовательных областей на разных уровнях обучения (базовый, профильный, углубленный). У каждого учащегося – тьютор (консультант по развитию), ежедневно регулирующий индивидуальный маршрут подопечного, консультирующий в случае затруднений, проблем. Думается, зарекомендовали себя и экстернат, и дистанционная форма обучения, блочно-модульная система организации учебного процесса (по этой модели изучаются только предметы базового уровня). В школьном компоненте – широкий перечень элективных учебных предметов по выбору. Интересен опыт обучения в заочной физико-технической школе при МФТИ. Это ствол нашего школьного древа.В информационно-технологическом классе на профильном уровне изучаются математика и информатика. Специалисты в области информационных технологий по-прежнему востребованы на рынке труда. Пополнить их ряды – вполне рациональное решение, особенно если в твоем распоряжении современные компьютерные классы, медиацентр, а во время выездных осенних школ – Омский технический университет. Создание программного обеспечения под руководством вузовских преподавателей – это не только увлекательное занятие, но и основательная проверка себя в будущей профессии. А если при этом тебе поручают разработку школьного сайта, внедрение в учебный процесс электронного журнала, значит, тебя ценят, ты уже состоялся.Для тех, кто решил посвятить свою жизнь службе в рядах Вооруженных сил, подразделениях МЧС, предоставляется возможность обучаться в кадетском классе.Не ослабевает интерес к получению знаний в лингвистическом классе. Это углубленное изучение английского языка, изучение второго иностранного языка (французский, немецкий, латынь). Давние дружеские связи двух городов, Муравленко и Клэрмора (США, штат Оклахома), и обмен делегациями – это не только развитие дружеских связей между народами, но и уникальная возможность изучения языка в непосредственном общении с его носителями. Сегодня лицей выпускает из своих стен ребят, почти свободно говорящих на английском языке.А другие профили? У каждого свое лицо, своя лицейская тропинка…Думаю, необходимо рассказать и о социальных практиках – профессиональных стажировках. Это один из первых социальных проектов, созданный учениками (предмет нашей гордости) и успешно действующий. Тогда, в 2006 году, первые лицеисты решили, что будущие выпускники, чтобы не ошибиться в выборе, должны заранее пройти первые профессиональные пробы. Теперь уже наработан некоторый опыт: сегодня ученики знакомятся с азами профессии в МУЗ «Городская больница», в Центральной городской библиотеке, городском суде и прокуратуре, Центре занятости населения, в Управлении социальной защиты, городских СМИ, на встречах со специалистами Запсибкомбанка, предпринимателями. А у ребят из класса физико-химического профиля после заключения лицеем в 2010 году договора с градообразующим предприятием «Муравленковскнефть» (компания «Газпромнефть-ННГ») открываются новые возможности. Как проходит производственный цикл, как организована работа цеха по добыче нефти – весь технологический процесс познается в действии.Для учащихся физико-математического, химико-биологического и информационно-технологического профилей занятия проходят на площадках Уральского государственного и Омского государственного технического университетов.С 2007 года в учебный план школы введены обязательные для каждого старшеклассника предметы: технология исследования, технология проектирования, география человеческих перспектив, технология «Дебаты». На сегодняшний день в научной копилке лицеистов многочисленные победы на всероссийских конференциях «Шаг в будущее» (г. Москва), «Открытие» (г. Ярославль), «Юность. Наука. Культура».В 2010 году дипломов городской научно-исследовательской конференции «Цель творчества – познание идеи» удостоены 17 лицеистов, 11 работ рекомендованы для участия в конференциях регионального и всероссийского уровней. Бреслаухов Владимир стал победителем Всероссийской конференции «Национальное достояние России», окружной конференции «Ступень в будущее», обладателем гранта губернатора.Успешно реализуется проект «Молодежный город»: если ты активен, тебя ждут в «Совете лидеров», пресс-центре, рок-клубе «Тарантул», фото-, радио-, видеостудиях; проблемы во взаимоотношениях со взрослыми, сверстниками – добро пожаловать в дискуссионный клуб; хочешь общаться в виртуальном пространстве – школьный форум в твоем распоряжении. Мы созидаем учеников – ученики созидают нас. Школа имеет высокий статус лицея, в 2008 году учреждение принято в Гимназический союз России, в 2009-м занесено в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». Сегодня лицей – федеральная и окружная экспериментальная площадка по созданию модели школы-ступени для старшеклассников.Нам есть чем гордиться: за три года 35 выпускников окончили школу с золотыми и серебряными медалями, 13 педагогов лицея удостоены грантов президента и губернатора….Как знать, может быть, в недалеком будущем педагогическому сообществу будет необходима новая карта «Лучшие школы страны», и тогда маленькому городу Муравленко, что на Ямале, обязательно найдется место, потому что есть в нем большая школа, дающая большие перспективы.Вера КЛИМКО, директор многопрофильного лицея г. Муравленко
Комментарии