search
main
0

Развить подвиг

российских учителей

Заметки с научно-практической конференции Межрегиональной ассоциации

“За гражданское образование”

Мы живем в изменившемся мире, и наше общество продолжает стремительно обновляться. Буквально на глазах сменяются картины политической, социальной, хозяйственной жизни. Преображается и наша школа – прежде традиционно консервативная, даже косная, не любившая нового и необычного. Но динамизм общества отражается и на школе, на учительстве, увлекает новизной и надеждами на лучшее. Более того, именно на школу и учительство все более настоятельно возлагается задача – ускорить демократические преобразования в обществе, сделать их необратимыми. От школы и от учительства впервые, пожалуй, в нашей истории потребовали не следовать за обществом, не обслуживать его потребности, а идти впереди него, вести его за собой.

о всей ясностью общество осознало: никакие реформы, никакая перестройка, никакая подлинная демократия невозможны без воспитания нового поколения граждан в духе демократических, гуманистических ценностей. Идеологическая обработка населения с заменой старых догм на новые большого результата не принесет. Менталитет в крови, в костном мозге. Значит, сегодня наша школа должна заложить в новое поколение новый менталитет, основанный не на вражде и зависти, не на уравниловке и безответственности, а на подлинных человеческих ценностях. Тогда демократия в нашей стране действительно добьется успеха. И очень скоро – сроки вступления в гражданскую зрелость наших детей не за горами.

Эта огромного значения мысль была лейтмотивом только что прошедшей научно-практической и отчетно-выборной конференции Межрегиональной ассоциации “За гражданское образование”. В ней приняли участие лучшие учителя, директора школ России, руководители областных отделений ассоциации, ученые, представители Госдумы, Центризбиркома, Минобразования, работники издательств, авторы учебников, зарубежные гости.

Всего два года существует ассоциация, возникшая по инициативе “Учительской газеты”. Она насчитывает в своих рядах более 11 тысяч человек, 8 зарегистрированных отделений в регионах, и число их растет.

Как видим, рост очень быстрый и впечатляющий. Ассоциация появилась в самое нужное время, и ее быстрый естественный подьем обьясняется не активным вовлечением членов сверху, а добровольным притоком учителей из городов и областей, из глубинки и окраин. Этого нельзя не заметить, особенно со стороны. Директор Международного департамента Американской федерации учителей, президент международного консорциума “Civitas” Девид Дорн, поздравляя участников конференции с быстрым становлением Ассоциации гражданского образования в России, не скрывал своего удивления и восхищения: “От вас потребовались большие усилия, чтобы создать такую ассоциацию. Для меня это подвиг российских преподавателей”.

В ходе конференции на “круглых столах”, дискуссиях, обсуждениях учебников и стандартов гражданского образования были подняты проблемы и задачи граждановедения, регионального управления, совершенствования и унификации вузовских и школьных программ и учебников. Интересные методики преподавания продемонстрировали на своих мастер-классах лучшие педагоги страны.

Конференция как бы высветила всю важность постановки целостной системы гражданского образования, всю остроту ее проблем.

А проблемы действительно есть. Каковы они?

Проблемы

Некоторые из них затронула Ирина Димова, вице-президент ассоциации. Суть в том, что историки и граждановеды оказались в наиболее сложной, противоречивой ситуации, порожденной реальностями общественной и политической жизни. Именно учителям пришлось взять на себя столь трудную задачу в отсутствие государственной концепции гражданского образования, при остром дефиците учебной литературы, не говоря уж о финансовых условиях.

Тем не менее многое сделано. Главное – определились основные направления работы педагогов, более четко обозначены границы предмета граждановедения, его суть и сверхзадача. Во-первых, эта область знания связана с демократическими ценностями и ориентациями, нацелена на будущее. Во-вторых, граждановедение формирует критическое мышление, правовое сознание. В-третьих, оно взаимодействует и с нравственно-этическими, и с юридическими нормами. И, наконец, это целостная система жизни школьника, источник его правовой культуры и гражданского сознания в последующей жизни.

На одну из центральных проблем обратил внимание участников конференции президент ассоциации, главный редактор “УГ” Петр Поло-жевец. В США, например, ставят задачу – реформировать образование в таком направлении, чтобы создать в стране многорасовую настоящую демократию. Разрабатывают и обсуждают пути и механизмы достижения цели. Первое условие – это развитие гражданского образования, формирование гражданской культуры, поскольку школа рассматривается как полигон для подготовки граждан демократического общества. Другое условие – обучение на критическом анализе, включение школьника в мыслительный процесс, дебаты, игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты. Российские педагоги, к сожалению, мало знакомы с популярными в мире педагогическими технологиями.

А что же Россия? Ведь у нас нет расовых проблем. Но, как заметил участник проблемного “круглого стола”, депутат Госдумы, председатель Комиссии по делам национальностей Владимир Зорин, в России нет ни одного вопроса, где бы не присутствовал национальный аспект. Тем более в образовании.

Действительно, проблема очевидна. Многонациональное общество не может нормально существовать без взаимного уважения и терпимости, признания самобытности и самоценности каждой национальности и каждого человека, без демократической культуры в отношениях между национальностями и отдельными людьми. Здесь целый комплекс проблем для образования в целом, и для гражданского в особенности. Затрагивают школу и проблемы взаимоотношения различных конфессий, различных культур, обострившиеся в последние годы.

Для выполнения столь сложных задач необходимы желание, решимость, знание.

Готов ли к этому учитель?

Учитель и ученик

Прежде всего каков облик преподавателя граждановедения? На конференции выступило немало учителей, и многие из них могут быть примером. Это неудивительно – ведь сюда приехали лучшие. Но в своих выступлениях они говорили не о себе лично, а о том, чем должен обладать учитель граждановедения, каким требованиям он должен удовлетворять и в чем ему нужно помочь.

Так, Валерий Салазкин из Обнинска считает, что каждый учитель должен быть сторонником гражданских преобразований, видеть свою роль в том, чтобы его воспитанники ставили целью гражданское служение. Учитель должен быть активным участником общественной жизни, работать в общественных структурах. Это будет ему полезно так же, как ученику полезно участвовать в добровольческих центрах. Почти все выступавшие отмечали, что сам предмет повлиял и на учителя, и на ученика. Он изменил даже образ мышления и, как выразилась одна участница, образ жизни, способ существования.

“Дети стали другими, – говорила директор одной из саранских школ Жанна Бородачева, – у нас в школе своя дума, своя конституция, суд чести. Ребята выбирают учителя!”

Светлана Сивачок, тоже из Обнинска, отмечает, что наши дети задумываются над проблемами, обуревающими общество. Они стали более рациональными, прагматичными. Это скорее положительное явление, своего рода реакция на традиционную непрактичность, бесшабашность, безответственность. Многие воспринимают происходящее в обществе как трагедию (остановились предприятия, родители не получают зарплаты). Только одни видят бездну, другие – мост через нее. В целом дети оптимистичны и близко к сердцу принимают все происходящее. А это благодатная почва для граждановедения. Наша задача – сделать так, чтобы правовые гражданские знания ложились на духовную основу.

Нужны союзники

Многие признают, что учителю граждановедения трудно не только в профессиональном плане, но нередко и морально. Ему нужна поддержка, а он не всегда получает ее даже от директора школы.

Такую поддержку они находят в региональных отделениях ассоциации, где они есть. Так, председатель Красноярского отделения Геннадий Овчинников (оно насчитывает около двухсот учителей) сообщил, что в крае разработана своя система гражданского образования, проводятся конференции, выработаны рекомендации, созданы краевой центр гражданского образования, граждановедческий совет. Но и этого сочли недостаточным, и красноярская ассоциация вышла за рамки школы, созданы центры гражданского образования на предприятиях, в вузах, по месту жительства.

Так же активно действует Ульяновская областная организация ассоциации “За гражданское образование”, о чем поведал секретарь отделения Олег Рыжов. Усилия сосредоточены на школе, на помощи преподавателям граждановедения, на разработке и освоении теории и методик. Это заинтересовало коллег из других областей. Полезной оказалась Всероссийская конференция учителей-граждановедов, проведенная по инициативе Ульяновского отделения ассоциации. Два года на местном телевидении проводятся специальные телепередачи. Учителя ждут помощи и взаимодействия от местного педагогического университета, однако в нем нет кафедры граждановедения.

Не стали союзниками школьных педагогов и преподаватели вузов в Твери. Секретарь местного отделения ассоциации Ольга Штыхаренко рассказала, что учителя сами организовали различные курсы, выпустили сборник учебно-методических материалов по граждановедению.

Много говорилось о том, что преподаватель граждановедения порой не находит понимания и помощи у собственной администрации. Но есть и другие примеры. Учитель из Усть-Илимска рассказал о том, как они начинали вводить в школьную программу идеи граждановедения еще в 1986 году и инициатором стал директор школы. В результате был разработан курс “Россия в системе мировых цивилизаций”. При бездействии гороно администрации школ города обьединились и вместе с педагогами выпустили учебник для этого курса в местной типографии, создали центр подготовки учителей-граждановедов.

Недостаточная подготовка большинства учителей ощущается практически повсеместно. Николай Марков из Новоуральска рассказал о местном опыте решения этой проблемы. В городе используют курс Соколова, уже пять лет действует договор с центром “Гражданин”. Ежегодно тридцать учителей город посылает на Всероссийский семинар, проводятся совещания и на местах с приглашением ведущих специалистов России. Курс граждановедения введен в 5-9-х классах, а дополнительно к урокам проводятся игры. Созданы свои методические пособия.

Подводя итоги

На исходе конференции, подводя итоги состоявшегося большого разговора, многие с удовлетворением отмечали, что он получился, обсуждена актуальная для будущего страны тема – как воспитать ребенка гражданином. Заместитель министра Минобразования Елена Чепурных поставила вопрос шире: прежде всего надо самого учителя научить демократии. А академик Эдуард Никитин считает преподавание граждановедения стратегически важным делом для будущего страны. К сожалению, гражданское образование сегодня в основном поддерживают общественные организации и пока очень слабо государственные. Движение “За гражданское образование” началось снизу. Оно нуждается в поддержке – научной, теоретической, практической.

Центром всей большой работы стала Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование”. Действительно, как отмечали выступавшие на конференции, сделано немало. Начат выпуск печатного органа ассоциации – еженедельного приложения к “Учительской газете” “Граждановедение”. Созданы банк данных “Сивикнетраше” и домашняя страница в Интернете. С помощью телекоммуникационной сети Redline осуществлен детский проект пилотных школ ассоциации и американского Центра гражданского образования, проведена российско-американская детская конференция “Что могут сделать молодые люди для конституционного будущего России и США”.

Впервые в истории России была проведена Всероссийская олимпиада по граждановедческим дисциплинам. Главным ее итогом стало широкое вовлечение школьников и учителей в движение за более активное распространение знаний в области правовой, демократической культуры, в сфере гражданского образования. Письменные работы школьников были присланы из 53 регионов страны – это подтверждает высокий интерес школьников к граждановедческим дисциплинам.

Олимпиада показала, что ребята имеют достаточно широкий кругозор и разносторонние знания в области правовой, демократической культуры. Они, не получая в школе достаточной информации, умеют добывать ее во внешнем мире, критически анализировать и осмысливать ее, искать новые знания в различной учебной литературе. Работы ребят отличаются глубиной суждений. Но что самое важное – они формулируют свое собственное отношение к историческим и общественным событиям прошлого и настоящего. Так вырабатываются подлинная гражданская и человеческая позиция, демократическая культура.

Расширяются международные деловые контакты ассоциации. Совместно с Американской федерацией учителей, Советом Европы было проведено несколько семинаров, на которых разрабатывались планы уроков по теме “Выборы в демократическом обществе”. Ассоциация выпустила под тем же названием брошюру – программы и планы уроков для старших классов средней школы. Сейчас идет работа над брошюрой “Федерализм и самоуправление”. Ассоциация активно участвует в программе международного обмена учителей граждановедения с США, в ходе которой на конкурсной основе отбираются участники для стажировки.

Впервые в России ассоциацией были переведены и опубликованы национальные стандарты США по граждановедению. Это стало импульсом для Минобразования России по разработке отечественных стандартов. Какими могут быть российские стандарты по граждановедению? Этот вопрос обсуждался на специальном “круглом столе” по программе конференции.

Члены ассоциации стали авторами новых учебников и пособий по граждановедческим дисциплинам, которые изданы ведущими педагогическими издательствами. Ассоциация выходит на обсуждение проблем государственной важности в Минобразования, Госдуму, Совет Федерации, на радио и телевидение, в широкую прессу.

Все участники конференции были удовлетворены результатами работы, обменом мнений, полученными впечатлениями. Более эмоционально высказывались зарубежные гости конференции. Они активно участвовали в обсуждении, радовались росту ассоциации и нашим успехам, ненавязчиво делились своим опытом, предлагали свою помощь. Интерес Совета Европы к преобразованиям в России Ульрике Шолль из Департамента образования, культуры и спорта Совета Европы обьяснила так:

– Мы содействуем развитию правовых государств, где обеспечиваются права человека. И гражданское образование является важной составной частью этой работы. С прошлого года Совет Европы занимается подготовкой кадров для школ, потому что именно на учителей возлагается важная роль в развитии гражданского общества.

– Россия многим обязана своим учителям, – напомнил президент международного консорциума “Civitas” Девид Дорн. – В конце 80-х годов в мире произошли большие изменения. Многие страны стали на демократический путь развития. Демократия – это общее благо для всего мира.

Общее мнение участников конференции – в школе утверждается новая демократическая традиция. Учитель сегодня свободен в своих взглядах, оценках, в интерпретации материала. Он не вынужден лгать, он честно смотрит в глаза своим ученикам. Он, наконец, свободен в выборе методик обучения и воспитания. Но свобода обернулась ответственностью за судьбы учеников, за судьбы будущего страны. Ибо со всей ясностью сегодня очевидно: гражданское образование имеет основополагающее значение.

Ваш выход, маэстро!

астером в любой области называют профессионала высшего пилотажа, который и в обычных условиях способен делать то, что у других представителей того же цеха вызывает удивление и восхищение. Обычно это люди умудренные и жизненным, и профессиональным опытом. Здесь же речь пойдет о довольно молодых педагогах, не так давно оставивших студенческие аудитории и уж совсем недавно взявшихся за новый предмет – граждановедение. Природный дар таким людям помогает сокращать “опыты быстротекущей жизни”. Очень хорошо, что в рамках этой конференции был проведен “мастер-класс”.

Педагоги, достигшие в преподавании своего предмета высокого мастерства, должны были в полную силу продемонстрировать его своим коллегам. Обычно такие уроки даются студентам или тем, кто только делает первые шаги в избранной профессии. На этот раз мастера должны были показать себя перед такими же или почти такими же мастерами. И в этом была особая острота момента, особая сложность “выхода на сцену” и попытка возвыситься над равными.

Из четырех наших асов, согласившихся дать урок своим коллегам, вероятно, с меньшим волнением предстала перед ними Марина Шкробова, натура артистичная, с богатой фантазией, умеющая любую ситуацию использовать в целях обучения.

Тема ее сегодняшнего урока “Что такое закон”. Обычно она дает ее в шестом классе. Теперь же, зная, что перед нею не те ее, жадные до знаний, наивные, непоседливые и доверчивые подростки, а люди взрослые, которым при всех ее стараниях может показаться скучно и неинтересно, она решила их включить в самое активное обсуждение проблемы.

Ее обычные ученики привыкли к тому, что Марина Альбертовна сначала сама обстреливала их неожиданными: что? где? когда? почему? Потом они сами тут же пускали в нее свои стремительные стрелы – вопросы. А все это она устраивала затем, чтобы ребята захотели, загорелись желанием узнать, раскодировать самую важную мысль, которую Марина Альбертовна умело спрятала в груде заданий.

Нет, она и теперь не могла допустить того, чтобы коллеги только сидели и слушали. Они и сами того не заметили, как она их втянула в диалог, в обсуждение, которое она спровоцировала неожиданными вопросами. Они, ну совсем как ее шестиклашки, спорили друг с другом, с ней, торопились высказать свое мнение, рьяно защищали его.

Временами, чтобы дать “ученикам” передышку, она делала небольшие отступления и рассказывала о своих истинных питомцах. Она говорила о том, что постижение законов с ребятами они начинают с обсуждения таких древних и таких современных истин, как “не укради”, “не убий…”. А потом спрашивала подростков: с какими правилами, законами они сталкиваются в школе, в быту, в жизни вообще.

Главное для Марины Шкробовой – научить ребенка уметь быть счастливым, чувствовать себя комфортно в рамках тех законов, правил, которые он сам для себя устанавливает и по которым живет все общество.

Решать многие проблемы Марина учит детей с помощью тестов, в виде небольших жизненных ситуаций. Вот один из них. Для того чтобы спасти тяжелобольного человека в глухом поселке, нужно было ночью доставить его в больницу. Пришлось угнать чужую машину. Морален или аморален такой поступок? Дети обычно долго спорят, выясняя истину. Спорили в тот день и взрослые. И потом после урока долго обсуждали его, почему он был ярким и высокопрофессиональным.

Андрей Иоффе, учитель из подмосковных Мытищ, – пожалуй, самый молодой среди четверых мастеров. Он с самого начала уверенно атаковал вопросами “своих учеников”. А потом начал их учить анализировать документы. Это, в общем-то, довольно скучное дело, как это многие и ожидали, он превратил в увлекательное, живое занятие. Тем более что анализировали не какую-то декларацию или уложение, а строки из пушкинского “Послания к Керн”:

Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Сообща вывели схему анализа, состоящую из двенадцати пунктов, потом проанализировали этот стихотворный документ.

Что коллеги вынесли из этого урока? Прежде всего научились это сложное дело превращать в простое и интересное занятие.

Ирина Горева, учитель граждановедения из Новоуральска, показала другим учителям, как этот предмет помогает ребенку прожить его жизнь сегодня. Прежде чем приступить к изучению общественных, государственных проблем, они у нее сначала познают себя, ищут в себе доселе неведомые им черты, качества, а потом лучше узнают своих товарищей, учатся относиться к ним уважительно и терпимо. Ее ученики охотно выполняют практические задания: проводят социологические исследования, составляют тексты различных документов. Все это педагоги-граждановеды узнали, побывав в мастер-классе Ирины Горевой. Они поняли, что уроки Ирины – это часы доброго, теплого общения. И этот предмет ее дети любят больше других, потому что она учит их гармонично сосуществовать с окружающим яростным и все же прекрасным миром.

Ирина Долинина, учительница из г. Чайковского Пермской области, не стала сама проводить урок по своей излюбленной теме – “Национальная идея России”, но зато охотно поделилась своими находками, которые использует на этом занятии. Это прежде всего работа по группам. Иногда ребята сами распределяются и назначают своего лидера. Иногда это делает учитель, для которого очень важно, чтобы дети привыкали работать, с успехом выполнять задания даже в не совсем дружелюбном для него коллективе и каждый хоть изредка мог взять на себя руководство группой. Это позволяет детям избавиться от излишней стеснительности, учиться ладить с любыми людьми.

Книга – это река, несущая знания

от, кто начинал пять-шесть лет назад преподавать граждановедение, основы правоведения, хорошо помнит, каким дефицитом были те, первые, учебники и брошюры, которые теперь улучшены, усовершенствованы, дополнены, переработаны полностью. Одни тогда размножали эти редкие книги на ксероксе, другие – переписывали, третьи, наиболее талантливые, на “безрыбье” попытались создать свои пособия, методические разработки, а потом некоторые из них, ограненные временем и опытом самого автора, превратились в настоящие учебники.

И все-таки и тем, и другим, и третьим всегда были и будут нужны учебные книги, написанные таким автором, который как бы стоит над проблемой и хорошо видит со всех сторон и понимает ее.

Учителя, собравшиеся на конференции, и в выступлениях часто называли авторов, с которыми многие из них начинали, – это Яков Соколов, Александр Прутченков. Другие увидели своих единомышленников в Анатолии Никитине, Викторе Мушинском, Наталии Воскресенской, Михаиле Шилободе.

Конечно, для нынешних учителей, на все имеющих свое собственное мнение, учебник больше не является неким завершенным зданием с закрытыми окнами и дверями, из которого не выйдешь и которое не перестроишь. Для учителя ищущего учебник – основа, некий каркас, на котором они и выстраивают свой урок, идя от собственного понимания темы. И все-таки учебник нужен всем – как наиболее опытным и потому самобытным преподавателям, так и тем, кто без такого советчика и помощника просто не сможет вести занятия. Вот почему встреча с авторами учебников по обществоведческим дисциплинам была особенно примечательна для многих участников конференции.

Перед презентацией учебников – так официально называлась эта встреча – была развернута выставка-продажа новых, недавно вышедших, организованная издательствами “Просвещение” и “Дрофа”. Наряду с теми, которые уже хорошо известны учителям, были совсем свежие, с иголочки. Среди них – “Путешествие юного гражданина”, кандидата педагогических наук Евгении Корольковой. Представляя свою книгу, она обьяснила, что это пособие по интегрированному предмету – истории средних веков с элементами граждановедения. А те, кто ее тут же приобрел, убедились, что пособие “Путешествие юного гражданина” написано хорошим, доступным детям языком. В ней есть документы, хрестоматийный раздел, задания, которые будят мысль, вызывают интерес к предмету.

По учебникам доктора юридических наук, профессора Виктора Мушинского “Азбука гражданина” и “Основы правоведения” строят свои уроки и столичные педагоги, и из глубинки. И потому учителям было интересно общаться с автором, с которым не один год знакомы заочно.

В свою очередь Виктору Оскаровичу тоже было любопытно узнать, что думают учителя о его книгах. А они даже высказали некоторые претензии: “Основы правоведения” не совсем понятны девятиклассникам, не думает ли автор упростить содержание. “Нет, – ответил он, – весь курс граждановедения в основной школе можно пройти по “Азбуке гражданина” (8-й класс), а вторая рассчитана на более подготовленного учителя и учеников с развитием выше среднего уровня”.

Среди учителей, которые работают по учебникам Анатолия Никитина, немало тех, кто выработал свои подходы к той или иной теме программы. Они в свою очередь интересовались его учебниками, над которыми он работает. Анатолий Федорович поведал собравшимся о том, что в стадии разработки находится весь курс от 3-го до 11-го класса. Это “Азбука граждановедения” (3-4-й классы), “Граждановедение” (5-7-й классы), “Граждановедение. Мораль и право” (9-й класс) и две книги для старшеклассников: “Основы государства и права” и “Введение в политологию”. В издательстве “Дрофа” скоро выйдет рабочая тетрадь по всему курсу.

В этом же издательстве недавно вышло третье издание учебника кандидата педнаук Наталии Воскресенской “Демократия: государство и общество”. Наталия Михайловна рассказала, в чем оно отличается от прежних. В нем появилась новая глава “Государство и демократия” и более подробно рассматриваются избирательные системы.

Диалог авторов учебников и педагогов, которые по ним работают, получился полезным для той и другой стороны.

Маргарита КУРГАНОВА

Жанну бо╡ода╖еву из Саранска и Юрия веденеева из Центризбиркома волнуют одни и те же проблемы

Мастер-класс Ирины го╡евой

Один из моментов “круглого стола”

Мастер-класс Ирины Долининой

Ассоциация “За гражданское образование”

Новое правление

Президент

1. Положевец Петр Григорьевич – главный редактор “Учительской газеты”

Вице-президенты

2. Ах╝етова Ирина Федоровна – зам.директора по научной работе школы N 199 г. Москвы, кандидат педнаук

3. воск╡есенская Наталия Михайловна – зав. лабораторией сравнительной педагогики Института теории образования и педагогики РАО, кандидат педнаук

4. иоффе Андрей Наумович – учитель истории и права гимназии N 16 г. Мытищи Московской области, кандидат исторических наук

5. никитин Эдуард Михайлович – директор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, профессор

6. ов╖инников Геннадий Александрович – председатель краевой организации общества “Знание”, ректор Красноярского института политического образования

Исполнительный директор

7. Ди╝ова Ирина Георгиевна – зам.главного редактора “Учительской газеты”, кандидат педнаук

Ученый секретарь

8. ко╡олькова Евгения Сергеевна – старший научный сотрудник Института общеобразовательной школы РАО, кандидат педнаук

Члены правления

9. бо╡ода╖ева Жанна Николаевна – директор правового лицея N 23 г. Саранска, Республика Мордовия

10. го╡ева Ирина Ювенальевна – зам.директора по научно-методической работе, учитель граждановедения школы-гимназии N 47 г. Новоуральска Свердловской области

11. Долинина Ирина Геннадьевна – учитель истории и граждановедения школы N 7 г. Чайковский Пермской области

12. иванова Татьяна Юрьевна – учитель истории и граждановедения гимназии N 2 г. Раменское Московской области

13. никитин Анатолий Федорович – ведущий научный сотрудник Института развития личности РАО, кандидат педнаук

14. ро╝анова Галина Алексеевна – методист Управления образования г. Сызрани Самарской области

15. с╝и╡нова Галина Константиновна – учитель истории и граждановедения школы-гимназии N 2 г. Раменское Московской области

16. соколов Яков Владимирович – директор Научно-внедренческого центра “Гражданин”, кандидат педнаук

17. Шк╡обова Марина Альбертовна – зам. директора экспериментальной средней школы N 44 г. Ульяновска

Ревизионная комиссия

1. рыжов Олег Владимирович – доцент кафедры истории и социально-политического образования Ульяновского института повышения квалификации учителей.

2. новикова Елена Эммануиловна – зам.директора школы-гимназии N 16 г. Мытищи Московской области

3. Уланова Светлана Валентиновна – учитель истории, политологии, экономики финансово-экономического лицея N 29 г. Пензы.

Президент

1. Положевец Петр Григорьевич – главный редактор “Учительской газеты”

Вице-президенты

2. Ах╝етова Ирина Федоровна – зам.директора по научной работе школы N 199 г. Москвы, кандидат педнаук

3. воск╡есенская Наталия Михайловна – зав. лабораторией сравнительной педагогики Института теории образования и педагогики РАО, кандидат педнаук

4. иоффе Андрей Наумович – учитель истории и права гимназии N 16 г. Мытищи Московской области, кандидат исторических наук

5. никитин Эдуард Михайлович – директор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, профессор

6. ов╖инников Геннадий Александрович – председатель краевой организации общества “Знание”, ректор Красноярского института политического образования

Исполнительный директор

7. Ди╝ова Ирина Георгиевна – зам.главного редактора “Учительской газеты”, кандидат педнаук

Ученый секретарь

8. ко╡олькова Евгения Сергеевна – старший научный сотрудник Института общеобразовательной школы РАО, кандидат педнаук

Члены правления

9. бо╡ода╖ева Жанна Николаевна – директор правового лицея N 23 г. Саранска, Республика Мордовия

10. го╡ева Ирина Ювенальевна – зам.директора по научно-методической работе, учитель граждановедения школы-гимназии N 47 г. Новоуральска Свердловской области

11. Долинина Ирина Геннадьевна – учитель истории и граждановедения школы N 7 г. Чайковский Пермской области

12. иванова Татьяна Юрьевна – учитель истории и граждановедения гимназии N 2 г. Раменское Московской области

13. никитин Анатолий Федорович – ведущий научный сотрудник Института развития личности РАО, кандидат педнаук

14. ро╝анова Галина Алексеевна – методист Управления образования г. Сызрани Самарской области

15. с╝и╡нова Галина Константиновна – учитель истории и граждановедения школы-гимназии N 2 г. Раменское Московской области

16. соколов Яков Владимирович – директор Научно-внедренческого центра “Гражданин”, кандидат педнаук

17. Шк╡обова Марина Альбертовна – зам. директора экспериментальной средней школы N 44 г. Ульяновска

Ревизионная комиссия

1. рыжов Олег Владимирович – доцент кафедры истории и социально-политического образования Ульяновского института повышения квалификации учителей.

2. новикова Елена Эммануиловна – зам.директора школы-гимназии N 16 г. Мытищи Московской области

3. Уланова Светлана Валентиновна – учитель истории, политологии, экономики финансово-экономического лицея N 29 г. Пензы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте