Когда я училась в школе, то каждый год участвовала в олимпиадах по различным предметам. Теперь приятно вспомнить те «состязания», интересно и любопытно посмотреть на этот процесс со стороны. В 11-м классе в областной олимпиаде по мировой художественной культуре я заняла первое место по секции «Искусство». Отвечала с упоением, даже вдохновением, ведь приходилось говорить в своей работе о том, что мне так близко, дорого, – о художниках, писателях, поэтах. К примеру, о малоизвестных литературных произведениях великих мастеров слова. И вот победа! Перед олимпиадой в районе, вечером, мы помчались с мамой в магазин и купили самую красочную книгу по искусству. И я весь вечер с удовольствием рассматривала полотна известных и малоизвестных мастеров. «Как бы вы представили свою галерею живописи?» – спросили меня на районных соревнованиях по МХК. Я отвечала, что вижу ее такой: несколько залов, в каждом из которых выставлено искусство различных эпох, а в самом последнем, на выходе – холст для посетителей затем, чтобы каждый мог на нем что-то запечатлеть. А на городском туре соревнований я написала стихи о культуре Урала в духе сказки о царе Салтане.
Комментарий «УГ»Несомненно, любой успех ребенка в предметных олимпиадах, интеллектуальных состязаниях, соревнованиях разного уровня – это его победа над собой и над ситуацией. И очень важно сделать так, чтобы успехи эти складывались в одно – стремление реализовать себя. Логическим этапом в череде подобных побед было бы поступление в вуз на льготных основаниях, как говорится, на основании «былых заслуг». Но в таком случае нужен четко прописанный и гарантированный законом порядок учета достижений школьников. Что в свою очередь подразумевает ужесточение режима проведения самих олимпиад, создание «прозрачной» процедуры оценивания их результатов и т.д. Поэтому наряду с инициативами ректоров вузов, всячески поощряющих олимпиадное движение, необходимо вести разработку юридической базы для того, чтобы связать воедино два этих процесса – участие в олимпиаде и поступление в вуз.
Вы можете удивиться, сказать: «Разве все это трудности?» Сложности были другого плана, не в подготовке. На областной олимпиаде очень понравилось, что к нам обращались на равных – «коллеги». А вот на других соревнованиях за нами следили, как за первоклашками, и даже иногда срывались на крик – мол, не надо делать лишних движений! Видимо, хотели предупредить списывание. Может, оно и и правильно, ведь нередки случаи, когда твою работу слово в слово переписывает сосед. Только порядок навести можно и без криков…
В моей жизни было немало олимпиад по различным предметам. Помню, очень неприятно бывало узнать, что заняла 10-11-е место, особенно когда уверенность в своих силах была стопроцентной. Но, как потом оказалось, дело было в другом – просто у призеров олимпиады было больше учителей в комиссии.
Зачем стремятся к победе на подобных олимпиадах? Конечно, приятно получать подтверждение тому, что ты что-то можешь – это вполне определенный моральный стимул. На соревнованиях ты знакомишься с новыми людьми, тебя хвалят учителя. Но, на мой взгляд, этого бывает недостаточно. Перед областной олимпиадой мне сказали: «Если займешь первое место, то поступишь в Уральский госуниверситет на факультет культурологии без экзаменов». Я уже радовалась, что стала студенткой. Но когда летом пришла в приемную комиссию, мне там сухо ответили: «Диплом по культуре будет учитываться только при равенстве баллов». Конечно, вузы с недоверием смотрят на победителей олимпиад, зная, что победы эти иногда достаются не совсем честным путем. Поэтому, несомненно, в такой ситуации нельзя, чтобы первое место на олимпиаде являлось гарантией поступления в вуз. Но должны быть льготы для тех, кто при этом имеет, скажем, медаль или хороший аттестат.
Татьяна ЗАЕВА, студентка 5-го курса Уральской государственной юридической академии
Комментарии