search
main
0

Разумно и неразделимо Использование художественной литературы на уроках географии

Большое значение для эмоционального воздействия на детей имеет использование на уроках географии стихов, умело подобранных отрывков из художественной литературы. Это не только создает положительный эмоциональный настрой учеников, а также обеспечивает познавательную нагрузку. Стихи используются учителем на всех этапах урока: при изучении нового материала, при проверке домашнего задания, в качестве эпиграфа к уроку, а также для нравственного воспитания школьников.
При изучении темы “Европейский Север” в 9-м классе строгую картину суровой северной природы создадут стихи Е. Баратынского.

Суровый край, его красами,
Пугаясь, дивятся взоры!
На горы каменные там
Поверглись каменные горы;
Синея, всходят до небес
их своенравные громады;
На них шумит сосновый лес;
С них бурно льются водопады;
Там дол очей не веселит;
Гранитной лавой он облит;
Главу одевши в мох печальный,
Огромным сторожем стоит.
На нем гранит пирамидальный.
По дряхлым скалам бродит взгляд;
Пришелец исполнен смутной думы:
Но мира ль давнего лежат
Пред ним развалины угрюмо?

После прослушивания стихотворения его содержание можно обсудить с детьми.
Примерные вопросы для беседы:
1. Какие чувства, ощущения возникли у вас при чтении произведения Е. Баратынского?
2. Какие компоненты природы Европейского Севера упоминаются в данном стихотворении?
3. Попробуйте установить зависимость между ними, доказать, что все в природе взаимосвязано “разумно и неразделимо”.
4. Как вы думаете, какими словами данного произведения можно подвести итог описанию природы Европейского Севера?
5. Найдите в тексте учебника конкретное подтверждение слов “суровый край”.
Интересно используется стихотворение Георгия Кайтукова:

Сумраком невежества объяты,
В давних, доколумбовских годах
Наши предки думали когда-то,
Что земля стоит на трех китах.
Но и в свете знаний самых новых
Я скажу, уста мои не лгут:
Держится земля на трех основах,
Те основы – дружба, мир и труд.
И планета, где тучнеет колос,
Где плоды румянятся в садах,
Потому от войн не раскололась,
Что стоит на этих трех китах.

Это же стихотворение используется учителем в темах “Форма и размеры Земли”, развитие географических знаний о Земле, при переходе к изучению нового материала с воспитательной целью. После прослушивания стихотворения проводится краткая беседа о значении мира, дружбы для сохранения нашей удивительной планеты.
При изучении темы “Гидросфера” (6-й класс) определенный эмоциональный настрой, понимание необходимости бережного отношения к воде создадут стихи Римантаса Ванагаса:

Люби воду – голубой кратер озера,
во глубине гор хрустальный
колокольчик
и открытое дыхание моря.

Умело подобранные отрывки из художественной литературы помогут учителю создать проблемную ситуацию на уроке, организовать дискуссию. Например, при изучении темы “Природные зоны России” (8-й класс):

Пустыня –
Это рай и ад вместе,
Это пещера с сокровищами,
которую охраняет чудовище
по имени Солнце;
Нет страшнее солнца в пустыне
и нет выше.
(Н. Джумаев)

Вопросы учителя:
1. Что же такое пустыня: “рай или ад”?
2. Как вы понимаете слова “Нет страшнее и нет выше солнца в пустыне”?
При изучении климатообразующих факторов (7-й класс) детям предлагается стихотворение А. Плещеева.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

Вопросы к беседе:
1. Перечислите природные явления, о которых говорит автор.
2. В чем причина этих явлений?
3. Назовите главную строчку стихотворения, указывающую на эту причину.
Следующий пример. При изучении темы “Охрана почвы” (5-й класс) дети решают познавательную задачу:
“Все вы видели, – говорит учитель, – как мутные ручьи текут после сильного дождя. Они уносят плодородный слой почвы в реки и озера. Образуются овраги – последствия водной эрозии. Но особенно сильно страдают почвы от ветровой эрозии. Были случаи, когда ураган уносил с полей весь пахотный слой толщиной 10 см. А ведь 1 см почвы образуется за 100 лет”.
Задание. Подсчитайте, сколько лет земля будет мертвой, бесплодной после такого урагана?
Сколько лет понадобится, чтобы образовался слой почвы в 10 см?

Татьяна УРУСОВА,
учитель географии Чунаковской средней школы

Малосердобинский район,
Пензенская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте