Большое значение для эмоционального воздействия на детей имеет использование на уроках географии стихов, умело подобранных отрывков из художественной литературы. Это не только создает положительный эмоциональный настрой учеников, а также обеспечивает познавательную нагрузку. Стихи используются учителем на всех этапах урока: при изучении нового материала, при проверке домашнего задания, в качестве эпиграфа к уроку, а также для нравственного воспитания школьников.
При изучении темы “Европейский Север” в 9-м классе строгую картину суровой северной природы создадут стихи Е. Баратынского.
Суровый край, его красами,
Пугаясь, дивятся взоры!
На горы каменные там
Поверглись каменные горы;
Синея, всходят до небес
их своенравные громады;
На них шумит сосновый лес;
С них бурно льются водопады;
Там дол очей не веселит;
Гранитной лавой он облит;
Главу одевши в мох печальный,
Огромным сторожем стоит.
На нем гранит пирамидальный.
По дряхлым скалам бродит взгляд;
Пришелец исполнен смутной думы:
Но мира ль давнего лежат
Пред ним развалины угрюмо?
После прослушивания стихотворения его содержание можно обсудить с детьми.
Примерные вопросы для беседы:
1. Какие чувства, ощущения возникли у вас при чтении произведения Е. Баратынского?
2. Какие компоненты природы Европейского Севера упоминаются в данном стихотворении?
3. Попробуйте установить зависимость между ними, доказать, что все в природе взаимосвязано “разумно и неразделимо”.
4. Как вы думаете, какими словами данного произведения можно подвести итог описанию природы Европейского Севера?
5. Найдите в тексте учебника конкретное подтверждение слов “суровый край”.
Интересно используется стихотворение Георгия Кайтукова:
Сумраком невежества объяты,
В давних, доколумбовских годах
Наши предки думали когда-то,
Что земля стоит на трех китах.
Но и в свете знаний самых новых
Я скажу, уста мои не лгут:
Держится земля на трех основах,
Те основы – дружба, мир и труд.
И планета, где тучнеет колос,
Где плоды румянятся в садах,
Потому от войн не раскололась,
Что стоит на этих трех китах.
Это же стихотворение используется учителем в темах “Форма и размеры Земли”, развитие географических знаний о Земле, при переходе к изучению нового материала с воспитательной целью. После прослушивания стихотворения проводится краткая беседа о значении мира, дружбы для сохранения нашей удивительной планеты.
При изучении темы “Гидросфера” (6-й класс) определенный эмоциональный настрой, понимание необходимости бережного отношения к воде создадут стихи Римантаса Ванагаса:
Люби воду – голубой кратер озера,
во глубине гор хрустальный
колокольчик
и открытое дыхание моря.
Умело подобранные отрывки из художественной литературы помогут учителю создать проблемную ситуацию на уроке, организовать дискуссию. Например, при изучении темы “Природные зоны России” (8-й класс):
Пустыня –
Это рай и ад вместе,
Это пещера с сокровищами,
которую охраняет чудовище
по имени Солнце;
Нет страшнее солнца в пустыне
и нет выше.
(Н. Джумаев)
Вопросы учителя:
1. Что же такое пустыня: “рай или ад”?
2. Как вы понимаете слова “Нет страшнее и нет выше солнца в пустыне”?
При изучении климатообразующих факторов (7-й класс) детям предлагается стихотворение А. Плещеева.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Вопросы к беседе:
1. Перечислите природные явления, о которых говорит автор.
2. В чем причина этих явлений?
3. Назовите главную строчку стихотворения, указывающую на эту причину.
Следующий пример. При изучении темы “Охрана почвы” (5-й класс) дети решают познавательную задачу:
“Все вы видели, – говорит учитель, – как мутные ручьи текут после сильного дождя. Они уносят плодородный слой почвы в реки и озера. Образуются овраги – последствия водной эрозии. Но особенно сильно страдают почвы от ветровой эрозии. Были случаи, когда ураган уносил с полей весь пахотный слой толщиной 10 см. А ведь 1 см почвы образуется за 100 лет”.
Задание. Подсчитайте, сколько лет земля будет мертвой, бесплодной после такого урагана?
Сколько лет понадобится, чтобы образовался слой почвы в 10 см?
Татьяна УРУСОВА,
учитель географии Чунаковской средней школы
Малосердобинский район,
Пензенская область
Комментарии