Рынок не знает границ. Свобода торговли – один из принципов рыночной экономики. Качество представленных в этой ситуации товаров зависит от покупной способности населения. Так как она у большинства россиян невысокая, вполне очевидно, что многие предпочтут высококачественным и дорогим товарам более дешевые. Положение российских производителей усугубляется неконкурентоспособностью большинства российских товаров на мировом рынке.
Западные державы, пуская на свои просторы иностранного производителя, присматривают за ним очень и очень внимательно. И если что не так, готовы указать ему на дверь. В США лишь 5 процентов случаев продажи товаров по заниженным ценам, зафиксированных министерством торговли этой страны, остаются безнаказанными.
В России существует система защиты внутреннего рынка от недобросовестной заграничной конкуренции. Это в первую очередь Закон “О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами”, а также Положение о ведении расследования, предшествующего введению этих мер. Однако пользы от этого закона до сих пор было немного. Первой ласточкой, испытавшей закон в действии, оказалась компания “Газмаш”. Она требовала начать антидемпинговое расследование против итальянской корпорации Merloni Elettrodomestici. По мнению “Газмаша” плиты итальянского производства, продаваемые по цене 110 долларов, должны стоить не меньше 160 долларов, даже с учетом предоставляемых скидок. Такая продажа называется демпингом. О существовании закона сотрудники “Газмаша” узнали от журналиста одной из газет и приняли информацию к сведению. Расследование так и не началось. С одной стороны, возросший спрос на продукцию Indesit можно объяснить мощной рекламой. С другой – работников “Газмаша”, возможно, смутили сроки проведения возможного расследования.
Заявление о применении антидемпинговых мер принимается к рассмотрению, если на долю российских производителей товара, поддерживающих заявление, приходится более 25 процентов от объема производства аналогичного товара в РФ. Расследование, предшествующее применению антидемпинговых мер, возможно в том случае, если разница между себестоимостью и продажной ценой больше допустимого минимума (2 процента) и доля демпингового импорта в общих поставках товара составляет более 3 процентов.
Антидемпинговые меры применяются только на основании результатов расследования, установившего причинно-следственную связь между демпинговым импортом товара и причинением существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозой его причинения. В случае введения антидемпинговой пошлины ее ставка не должна превышать разницу между себестоимостью и продажной ценой.
При добровольном принятии иностранным экспортером обязательства об отказе от демпинговых цен или о сокращении в приемлемом объеме демпингового импорта товара расследование может быть прекращено. Если экспортер примет на себя обязательство о повышении экспортной цены товара до уровня себестоимости, введенная антидемпинговая пошлина не взимается со дня принятия такого обязательства.
Так или иначе, на поиск и предоставление “доказательств установления причинно-следственной связи между демпинговым импортом товара и предполагаемым существенным ущербом отрасли российской экономики” уйдет не один месяц. Не меньший срок потребует процедура рассмотрения заявления Минторгом.
Очевидно, что усилия, прилагаемые правительством на поддержание отечественного производителя, недостаточны. Вытеснение российского производителя иностранными конкурентами является фактом. В ряде случаев демпинг со стороны иностранных фирм можно квалифицировать как недобросовестный. Основная мера пресечения демпинга – установление антидемпинговой пошлины. Принятый закон столь противоречив, что не может защитить российских производителей.
Александр БУТУЗОВ,
Алексей РОМАНОВ,
студенты
Пермская область
Комментарии