В Самарской области было 7 домов ребенка, 7 дошкольных детских домов, 8 школ-интернатов для детей-сирот, из них – 4 вспомогательных и 2 школьных детских дома. Воспитывалось в этих учреждениях около двух с половиной тысяч детей. Проблемами охраны детства занимались 18 специалистов на 49 административных территориях. Вопросы патронажа семей, воспитывающих опекаемых детей, полностью были возложены на администрации школ, эти функции на общественных началах должны были выполнять учителя, у которых и собственных дел по горло.
Процесс усыновления детей шел ни шатко ни валко. Чтобы взять ребенка, нужно было годами стоять в очереди, к тому же и права выбора у семьи никогда, в общем-то, не было. Чиновник органа опеки и попечительства предлагал конкретного ребенка, а родители должны были либо соглашаться и брать, либо снова становиться в очередь. Самим же просто заглянуть в банк данных и выбрать себе того малыша, который пришелся по душе, возможности не было.
Словом, все было в принципе так же, как и везде, так же, как и по всей России. Но внезапно ситуация начала меняться, причем с головокружительной скоростью. И вот уже, несмотря на значительное, почти в три раза по сравнению с 1991 годом, увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, в Самарской области полностью прекращают свое существование 7 сиротских учреждений разного профиля, в том числе три дома ребенка.
Всего же в семьи за последние годы удалось пристроить более 12 тысяч сирот. Конечно, все это не произошло само собой.
В администрацию Самарской области пришли новые люди, которым почему-то очень не понравилось, что детдома в их области переполнены.
Довольно скоро стало ясно, что очень многие беды исходят не столько от экономических или нравственных болезней, а всего лишь от ведомственной разобщенности. Так, например, тот же дом ребенка находится под опекой Министерства здравоохранения, детские дома, куда потом этого же малыша переведут, попадают под крыло Министерства образования, если же ребенок инвалид или, скажем так, медики обнаружили у него ограниченные умственные способности, то он уже отправляется в интернат, что находится в ведении Департамента социальной защиты. У каждого ведомства свои планы работы с детьми, свой карман, куда поступают бюджетные средства, свои проблемы, свои в конце концов интересы. И они никак не могут договориться практически ни по одному, действительно имеющему решающее значение для судьбы детей-сирот вопросу. Вот, кстати, одна из причин, почему проваливаются практически все совместные программы по проблемам детства. Вместо того чтобы действительно решать тяжкие вопросы всем миром, среди чиновников начинаются выяснения отношений, кто кому принадлежит и, значит, кто за что платит.
В Самарской области был создан комитет по вопросам семьи, материнства и детства администрации области, в чьем подчинении оказались все территориальные ведомства, до этого занимающиеся сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Но прежде чем начинать создавать специализированную структуру, необходимо было сформировать нормативно-правовую базу на этот счет. А уж потом надо решать, какие формы социализации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут стать наиболее оптимальными.
Самарская губернская Дума, надо отдать ей должное, приняла самое горячее участие в реформировании системы, во-первых, приведя в соответствие с новыми реалиями региональное законодательство, что позволило администрации области все эти начинания осуществлять, опираясь строго на закон, во-вторых, был принят ряд новых законов по проблемам детства, в том числе и закон “Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области”, в котором, помимо прочих, очень важных положений, было также предусмотрено, что размер оплаты труда приемных родителей, взявших ребенка под свою опеку, устанавливается из расчета 3,5 минимальных размера оплаты труда на каждого воспитанника. И это помимо основного пособия, которое выдается государством на содержание ребенка.
– Самарские парламентарии довольно решительно взялись за дело, постаравшись обеспечить законодательное подтверждение всем нашим реформам, – считает председатель комитета по вопросам семьи, материнства и детства администрации Самарской области Галина Гусарова. – Однако, на мой взгляд, надо в корне пересмотреть саму правовую основу института усыновления, что сделать на региональном уровне, разумеется, невозможно. Многие вопросы, в том числе и касающиеся тайны усыновления, должны быть еще раз пересмотрены. Как показывает практика, далеко не всегда та же тайна усыновления способна оградить посягательства на ребенка бросившими его когда-то родителями, особенно если речь идет о наследстве или жилье, которое тот должен получить.
Кроме того, человек, который подписал отказной документ на своего ребенка, в любой момент может передумать. Может пройти много лет, и “опомнившаяся” мать, бросившая своего малыша, может прийти и забрать его из детдома или из семьи опекунов. И закону совершенно не важно, что думает по этому поводу сам ребенок.
Несовершенное семейное и гражданское право в части имущественных, родительских, родственных отношений также приводит к огромным проблемам, которые расхлебывать приходится не взрослым, сочинившим тот или иной не до конца продуманный закон, а ребенку. Необходимо более конкретное законодательное право по государственным социальным гарантиям для сирот и детей, кто остался без попечения родителей. Сегодня у законодательной базы – ряд пробелов и несоответствий, что дает повод к различного рода манипуляциям в отношении имущества детей, оказавшихся в социально опасном положении. Следует пересмотреть норму жилья, из-за которой сегодня “отсеивают” огромное количество желающих усыновить ребенка. Нет, разумеется, у ребенка должен быть свой уголок, где он сможет играть, отдыхать и заниматься уроками, но иной раз отказывают людям, которые “не дотягивают” до нужной нормы двух метров.
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, несмотря на все эти проблемы, ситуация в Самарской области кардинальным образом поменялась. И огромную роль здесь сыграла перемена самого вектора отношений к проблеме семья – ребенок-сирота. Сменилась установка – отныне не ребенок существовал для семьи, а семья должна была существовать для ребенка. Так уж сложилось в нашей стране, что именно родители ищут себе ребенка. Именно они обращаются в соответствующие службы с просьбой об усыновлении. Однако до тех пор, пока никто в эти службы не обратился, ребенок должен безмолвно пребывать в детдоме. В Самаре решили, что это несправедливо, и, значит, необходимо подобную практику поломать. На деле же это воплотилось в то, что в прессе, на телевидении с поразительной регулярностью начали появляться фотографии, видеоролики с конкретными детьми, ищущими своих новых родителей. Отныне не чиновник выбирал для семьи из общего котла одно детское имя, отныне потенциальные родители и дети искали друг друга в открытую, без корыстолюбивого и равнодушного посредника.
Идея сработала на все сто. В первый же год было усыновлено свыше 800 детей, это при том, что ранее самая значительная цифра в области не превышала 60 усыновленных детей в год.
В регионе разработана и действует комплексная программа “Дети Самарской области”, один из разделов которой так и называется “Дети-сироты”. По мнению работников нового комитета, взявшего на себя всю полноту власти и, значит, всю полноту ответственности, помимо всего прочего, право ребенка жить в семье должно реализовываться через определенную структуру, которая и была создана в области. Была организована сеть специализированных учреждений, но одним из первых был открыт центр усыновления, опеки и попечительства. На его базе сформирован региональный банк данных усыновителей и детей, подлежащих усыновлению. Именно сюда могут в конце концов обратиться в поисках “своего” ребенка потенциальные родители, получившие “добро” на усыновление по самым разным показателям – от медицинских до социальных.
Параллельно создавались и территориальные центры социального обслуживания семьи и детей. В их непосредственные обязанности входили вопросы выявления детей, оказавшихся в социально опасном положении. В Самаре пришли к выводу, что следует формировать блок учреждений в помощь семье, и такие центры должны превратиться в первичные звенья системы учреждений, которые работают как социальные поликлиники, выявляют неблагополучные семьи, осуществляют патронаж семьи и детей. Сегодня в области на полную мощь работают более 50 таких центров “Семья”.
Модель приемной семьи, созданная в Самарской области, позволила мобилизовать на социальную поддержку сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не только дополнительные государственные средства, но и родительский потенциал. Забота об этих детях становится проблемой как государственных служб, так и самих граждан Самарской области. Организация приемных семей привела к усилению общественной активности населения. В ряде городов и районов Самарской области даже создаются общественные организации приемных родителей.
Казалось бы, все эти перемены потребовали от области, скажем так, потуже затянуть пояса, поскольку эксперимент явно нуждался в серьезном финансовом вливании. Но внезапно оказалось, что затеянная реформа, помимо всяческого морального удовлетворения от того, что когда-то брошенные дети обретают любящие семьи, приносит еще и немалый доход местной казне. Да, поначалу пришлось несколько раскошелиться, но зато потом, чуть ли не в том же году, выяснилось, что эксперимент, ко всему прочему, дал еще и мощный экономический эффект.
Экономия бюджетных средств в первый же год составила более ста двадцати миллионов рублей. Закрывались детдома, и значит, не надо было тратить огромные деньги на их содержание.
Татьяна ПТИЦЫНА
Самара
Комментарии