search
Топ 10

«Разрешите взлет»

Пятое лето подряд сорок 16-17-летних ребят выходят на летное поле аэродрома под Серпуховом, примеривают к коротко стриженным головам шлемофоны, и в эфир летит короткое: «Разрешите взлет!». А их товарищи по школе в это время за партами и на тренажерах грызут гранит авиационной науки. Путевку в небо ребятам дает Московская областная общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой имени трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина, расположенная в подмосковном Монино на территории Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина.

Идея создать в Монино специализированное учебное заведение родилась в конце 1990-х гг. Инициаторами нового дела были полковник запаса Валерий Плужников и заместитель начальника академии по научной работе генерал-лейтенант Иван Найденов.

Понадобилось немало времени, чтобы аргументированно убедить соответствующих начальников найти поддержку на местном и областном уровнях. Первыми идею поддержали областное Минобразования и губернатор Московской области Борис Громов. Его постановление позволило 27 ноября 2000 г. торжественно открыть школу-интернат. Возглавил ее человек, влюбленный в авиацию и посвятивший себя воспитанию молодого поколения воздушных бойцов, военный летчик Валерий Плужников, учредителями стали Минобразования области, районный комитет по образованию и Академия имени Гагарина.

Школу опекает губернатор и областное правительство. Оно финансирует учебное заведение, выделяя деньги на содержание постоянного состава и воспитанников, обеспечение учебного процесса, летно-парашютной и инженерно-технической практики. Постоянную помощь школе оказывают советник губернатора области Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Виктор Кот и его помощник генерал-майор авиации Юрий Агарков.

Какие цели преследовали, создавая школу, ее основатели? В первую очередь – формирование культурной, разносторонне развитой молодежи, ее подготовки к служению Отечеству на военном и гражданском поприще. Во-вторых, формирование волевых, психологических и нравственных качеств, выносливости, стойкости к трудностям военной службы, дисциплинированности, любви к Родине, гордости и уважения к профессии офицера – защитника России, укрепление здоровья. Ну и, конечно же, то, ради чего мальчишки так стремятся сюда, – первоначальная летная и инженерно-техническая подготовка на легком спортивном самолете и вертолете.

Основатели школы-интерната, создавая ее, прежде всего заботились о судьбах тех мальчишек, которые, попав в сложные условия, могут пойти по кривой дорожке, но в душе – романтики, и вслед пролетевшему самолету смотрят чаще, чем в сторону пивного ларька.

Принимают в школу-интернат в основном подростков из Московской области – сыновей военнослужащих, желающих продолжать семейную традицию; ребят из многодетных и неполных семей; детей погибших при исполнении воинского долга в «горячих точках». Естественно, учебе предшествует жесткий отбор, прежде всего в военкомате. Требуется основное общее образование, здоровье, которое проверяет строгая медкомиссия, годность к последующему обучению в военно-учебных заведениях. Затем – вступительные экзамены.

Нынешний директор школы-интерната полковник запаса Владимир Клименко ежегодно выпускает в «большой полет» около сотни юношей. Конечно, не все выпускники школы станут авиаторами. Такую задачу ни руководство школы, ни правительство области не ставило изначально. Небо – суровая стихия, и путевку в него получает не каждый. Воспитанники школы в Монино получают такую базовую общеобразовательную подготовку, которая распахивает перед ними двери аудиторий самых престижных вузов страны. Например, 98% выпускников прошлого года поступили в вузы, более половины из них – в военные, 50% связали дальнейшую судьбу с авиацией.

В школе-интернате – шестидневка. Без уменьшения объема общеобразовательной программы ребятам дополнительно преподают специальные дисциплины. В их числе – конструкция самолета, вертолета и двигателя, аэродинамика, авиационное и радиоэлектронное оборудование, штурманская и навигационная подготовка, радиотехническое обеспечение полетов, метеорология, поисково-спасательное обеспечение, парашютная подготовка, основы радиотелеграфии и другие предметы. После сдачи зачетов воспитанников школы допускают к летной и инженерно-технической практике.

Будущих летчиков именуют не школьниками, а курсантами. Вместо привычного «класс» у них – отделение, взвод, рота. В школе свой устав с элементами воинского распорядка. Особенности учебно-воспитательного процесса связаны с тем, что воспитанники, как курсанты военных училищ, находятся на казарменном положении, проходят основы военной подготовки, на занятия и в столовую передвигаются исключительно строем. У них все по-военному: утренний осмотр и вечерняя поверка, наряды, в общем, полноценная армейская жизнь. Конечно, не каждому подростку по плечу такие испытания на прочность характера. В школе учатся те, кто не боится трудностей.

В воспитании и обучении ребят участвуют командование и ученые Академии имени Гагарина. Вуз предоставляет школе тренажерную и спортивную базу, бассейн, Дом офицеров, преподаватели кафедр преподают специальные дисциплины.

Частые гости в школе – ветераны Великой Отечественной войны, особенно из клуба «Авиатор», возглавляемого Героем Советского Союза Александром Ковачевичем.

В школе создана современная учебная база, сложился преподавательский коллектив. 11 из 18 – учителя высшей категории. Для организации учебного процесса Минобороны предусмотрело прикомандирование к школе группы военных специалистов – действующих офицеров. Это заместитель директора школы по военно-специальной (летной) подготовке подполковник А. Стадниченко, летчик первого класса, подполковник С. Скорина, а также старшины. Большой вклад в общее дело вносят и воспитатели – военнослужащие запаса, обладающие богатым опытом службы, – Л. Патока, Ю. Брагин, С. Елизаров и другие. Остальные командиры, педагоги и обслуживающий персонал находятся на содержании областного правительства. Командиров взводов набирают из офицеров запаса, преподавателей и обслуживающий персонал – из гражданских специалистов и военнослужащих, уволенных в запас.

Для занятий создана серьезная, постоянно совершенствующаяся учебная база – хорошо оснащенные учебные кабинеты по общеобразовательным и специальным дисциплинам, 2 компьютерных класса, лингафонный кабинет, библиотека.

Более двухсот питомцев школы обеспечены всем необходимым – военной и спортивной одеждой и обувью, качественным четырехразовым питанием, учебными пособиями и оргтехникой, спальными и туалетными принадлежностями. В школе созданы условия для развития творческих способностей в различных кружках, а также занятий спортом в секциях рукопашного боя, регби, баскетбола и футбола, хоровом кружке, изостудии, танцевальной секции. Спортивные команды и творческие коллективы школы, как правило, призовые места занимают на различных соревнованиях и смотрах. Например, на втором сборе воспитанников казачьих и кадетских корпусов РФ команда школы-интерната показала высокие результаты во всех видах соревнований и заняла первые места по строевой подготовке, гимнастике и мини-футболу. Много времени проводят с ребятами руководители хора О. Паллон и Л. Недорезова, развивая их таланты. Благодаря их усилиям дуэт – Максим Руденко и Сергей Сагдеев – занял второе место на районном конкурсе патриотической песни. Успешно работает изостудия. Воспитанники школы отличились в межрегиональном конкурсе «Новые имена». Творчество курсантов Александра Залецкого, Евгения Юрова и Максима Владимирова по достоинству оценили посетители ряда выставок художественных работ.

Об успехах воспитанников школы в спорте и культурной жизни красноречиво свидетельствуют многочисленные грамоты и дипломы, которые с гордостью продемонстрировала автору этих строк заместитель директора по воспитательной работе Наталья Яскевич.

Лето – самая долгожданная пора для воспитанников школы-интерната. После первого года обучения курсанты, добившиеся положительных результатов в учебе, не имеющие дисциплинарных нарушений и прошедшие врачебно-летную комиссию, допускаются к летной практике. Подростки пилотируют учебно-спортивные самолеты ЯК-18Т и вертолеты МИ-2 в Московском областном авиационно-техническом спортивном клубе на серпуховском аэродроме «Дракино». Они получают навыки в технике пилотирования в качестве командира экипажа и штурмана под руководством опытных летчиков-инструкторов. Каждый воспитанник выполняет около 50 полетов со средним налетом – 18 часов. Освоив летную программу, многие из них выполняют самостоятельные полеты. Кроме того, ребята выполняют прыжки с парашютом и получают III спортивный разряд по парашютному спорту.

По мнению подполковника Андрея Стадниченко, объем летной практики таков, что о воспитанниках школы, успешно прошедших ее, можно говорить как о настоящих пилотах с начальной летной подготовкой.

Те, кто выбрал инженерно-техническую подготовку, проходят практику на Монинской учебно-авиационной базе Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского, Музее ВВС РФ и на авиатехнике Центра подготовки космонавтов. В ходе инженерно-технической практики они изучают и отрабатывают вопросы эксплуатации и подготовки к полету систем самолета, вертолета и двигателя, а также наземного обеспечения полетов.

За прошедшее после открытия школы время многое изменилось. Два года подряд благодаря поддержке областного правительства и лично Бориса Громова воспитанники школы присутствуют при запуске космических кораблей с космодрома «Байконур». Отрадно, что школа постепенно обрастает шефами, которые оказывают ей посильную помощь. Так, общественное Движение «Боевое братство» устанавливает капитальное ограждение вокруг зданий школы, некоммерческая организация «Миротворец» подарило школе синтезатор «Ямаха», а Мособлгаз – большой телевизор. Минобразования области подарило школе мультимедийное устройство, которое вместе с интерактивной доской позволило существенно усовершенствовать преподавание целого ряда дисциплин.

Конечно, у школы есть свои проблемы, трудности. Не все поступившие выдерживают высокие требования к учебе и воинской дисциплине. Отсев – несколько процентов. Любые вредные привычки в школе недопустимы. Покинуть территорию школы без увольнительной записки воспитанник не имеет права. Злостных нарушителей исключают немедленно. Например, двое воспитанников были исключены за плохое поведение.

Несмотря на проблемы и трудности, руководство, педагогический коллектив и учащиеся настроены оптимистически. «У школы хороший потенциал. Пора думать о ее перспективах», – говорил директор школы Владимир Клименко. По его словам, назрела необходимость перехода с двухгодичного обучения на трехгодичное. Это позволит лучше готовить воспитанников к военной службе, более качественно отбирать кандидатов для поступления в военные вузы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту