Федеральная комиссия разработчиков КИМ для ГИА по математике подготовила методические рекомендации по итогам анализа работ участников ЕГЭ-2018. По данным экспертов, планиметрические и стереометрические задачи вызвали наибольшие затруднения у тех, кто писал экзамены и базового, и профильного уровней.
Федеральный институт педагогических измерений ежегодно проводит анализ кампании по предметам и публикует методические рекомендации для учителей. 6 ноября Рособрнадзор опубликовал краткий обзор этих рекомендаций по математике. \”Результаты экзаменов показывают, что учителя работают над устранением пробелов в базовых знаниях учеников и отрабатывают базовые математические навыки. Важным акцентом стало умение решать практико-ориентированные задачи\”, — говорится в сообщении пресс-службы ведомства.Эксперты отмечают, что лучше, чем в предыдущие годы, выпускники выполнили задания на вычисление вероятности наступления события в практической ситуации. Однако далеко не все выпускники готовы к содержательной работе с формулами, и, по словам разработчиков, это следует обязательно учесть при планировании работы.Пока еще остаются низкими результаты выполнения как планиметрических, так и стереометрических задач, с ними справляются только наиболее подготовленные участники экзаменов обоих уровней. \”Назрела необходимость в создании непрерывной линии изучения геометрии с 1 по 11 класс на основе единых дидактических подходов, с акцентом на развитие геометрической интуиции и наглядных представлений школьников\”, — отмечают эксперты.Более сложными для участников и базового, и профильного экзаменов стали задания по программе средней школы. Так, не более половины участников экзамена могут по графику производной найти точку экстремума, по графику функции дать характеристику ее производной. Проблемой остается слабое владение базовыми умениями исследования функции с помощью производной. \”Графические представления тесно связаны с понятийной стороной вопроса о поведении функции и ее производной. Надо понимать, что представление о производной и ее применении к исследованию функций можно получить, основываясь преимущественно на наглядных представлениях о скорости, об изменении величины и о касательной к гладкой линии. Именно поэтому нужно формировать общее понимание понятия производной функции и при переходе к алгоритмам не забывать о содержательной стороне, тем более что задачи такого рода ежегодно включаются в КИМ ЕГЭ по математике\”, — поясняют эксперты.Причиной снижения доли участников, набравших полный балл за решение экономической задачи, специалисты называют \”натаскивание\” на типовые задания прошлых лет вместо систематического изучения курса и грамотного итогового повторения. Многие участники не прочитали полностью и внимательно условие задачи и допустили существенные ошибки, следуя заученному \”типовому\” алгоритму.Кроме того, по мнению разработчиков заданий, учителям следует лучше ориентировать обучающихся при выборе уровня — базового или профильного — экзамена по математике.\”По своей математической подготовке группа выпускников, наиболее успешных на ЕГЭ базового уровня, имеет хорошие шансы сдать экзамен профильного уровня с результатом, достаточным для поступления в инженерно-технические вузы. В каждом конкретном случае, когда выпускник отказывается от профильного ЕГЭ по математике, учитель и родители должны убедиться, что отказ сделан им осознанно и обоснованно\”, — пояснили в ФИПИ.Школьникам следует более осознанно подходить к выбору уровня экзамена по математике, а учителям активнее использовать дифференцированный подход, учитывая при этом потребности ребят и их приоритеты продолжения образования.Ранее свои рекомендации выпускникам дали разработчики КИМ ЕГЭ по обществознанию, истории, биологии и русскому языку.
\”Результаты экзаменов показывают, что учителя работают над устранением пробелов в базовых знаниях учеников и отрабатывают базовые математические навыки. Важным акцентом стало умение решать практико-ориентированные задачи\”, — говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
Эксперты отмечают, что лучше, чем в предыдущие годы, выпускники выполнили задания на вычисление вероятности наступления события в практической ситуации.
Однако далеко не все выпускники готовы к содержательной работе с формулами, и, по словам разработчиков, это следует обязательно учесть при планировании работы.
Пока еще остаются низкими результаты выполнения как планиметрических, так и стереометрических задач, с ними справляются только наиболее подготовленные участники экзаменов обоих уровней.
\”Назрела необходимость в создании непрерывной линии изучения геометрии с 1 по 11 класс на основе единых дидактических подходов, с акцентом на развитие геометрической интуиции и наглядных представлений школьников\”, — отмечают эксперты.
Более сложными для участников и базового, и профильного экзаменов стали задания по программе средней школы. Так, не более половины участников экзамена могут по графику производной найти точку экстремума, по графику функции дать характеристику ее производной. Проблемой остается слабое владение базовыми умениями исследования функции с помощью производной.
\”Графические представления тесно связаны с понятийной стороной вопроса о поведении функции и ее производной. Надо понимать, что представление о производной и ее применении к исследованию функций можно получить, основываясь преимущественно на наглядных представлениях о скорости, об изменении величины и о касательной к гладкой линии. Именно поэтому нужно формировать общее понимание понятия производной функции и при переходе к алгоритмам не забывать о содержательной стороне, тем более что задачи такого рода ежегодно включаются в КИМ ЕГЭ по математике\”, — поясняют эксперты.
Причиной снижения доли участников, набравших полный балл за решение экономической задачи, специалисты называют \”натаскивание\” на типовые задания прошлых лет вместо систематического изучения курса и грамотного итогового повторения. Многие участники не прочитали полностью и внимательно условие задачи и допустили существенные ошибки, следуя заученному \”типовому\” алгоритму.
Кроме того, по мнению разработчиков заданий, учителям следует лучше ориентировать обучающихся при выборе уровня — базового или профильного — экзамена по математике.
\”По своей математической подготовке группа выпускников, наиболее успешных на ЕГЭ базового уровня, имеет хорошие шансы сдать экзамен профильного уровня с результатом, достаточным для поступления в инженерно-технические вузы. В каждом конкретном случае, когда выпускник отказывается от профильного ЕГЭ по математике, учитель и родители должны убедиться, что отказ сделан им осознанно и обоснованно\”, — пояснили в ФИПИ.
Школьникам следует более осознанно подходить к выбору уровня экзамена по математике, а учителям активнее использовать дифференцированный подход, учитывая при этом потребности ребят и их приоритеты продолжения образования.
Ранее свои рекомендации выпускникам дали разработчики КИМ ЕГЭ по обществознанию, истории, биологии и русскому языку.
По информации obrnadzor.gov.ru
Фото Вадима Мелешко из архива \”УГ\”
Комментарии