В рамках цикла онлайн-консультации «На все 100» прошел эфир по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Эксперт из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) рассказал о нюансах, которые нужно знать при написании сочинения.
Руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ГИА по русскому языку Роман Дощинский во время прямого эфира ответил на вопросы. Он рассказал, что в экзаменационной работе сохраняется три вида примеров-аргументов, в том числе с опорой на жизненный опыт. Но нужно обязательно соблюсти главное требование – пример должен быть максимально конкретным.
По словам эксперта, также остается свободной и композиция сочинения. Он отметил, что здесь никого не загоняют в рамки. «Можно сразу обозначить авторскую позицию, а затем иллюстрировать ее примерами, можно начать с формулировки проблемы, а затем давать комментарий, постепенно подводя к авторской позиции», – рассказал Роман Дощинский.
В ходе онлайн-консультации также стало известно, могут ли поставить 0 баллов, если сочинение будет не закончено. Руководитель комиссии по разработке КИМ ГИА по русскому пояснил, что не поставят, так как есть критерий К5, который отвечает за оценку логичности речи. И в случае, когда сочинение не закончено, то пострадает только этот критерий.
Эксперт сообщил, что не обязательно выделать в отдельный абзац общий вывод. По его словам, вывод может примыкать к обоснованию собственного мнения. Также Роман Дощинский пояснил чем отличается пример-иллюстрация от примера-аргумента. «Пример-иллюстрация – это доказательство на основе опорного текста (цитаты, отсылки, пересказа), пример-аргумент – это доказательство, не связанное с текстом, основанное на жизненном опыте, впечатлениях, читательской практике и так далее», – сказал он.
Разработчик КИМ ЕГЭ также рассказал о том, что необходимо обязательно пояснять пример-аргумент, чтобы он «не повис в воздухе». По его словам, пример-аргумент должен быть осмыслен и подробно разобран, должен демонстрировать рефлексию участника ЕГЭ, чтобы было понятно, зачем он приводился.
Также в качестве примера-аргумента можно использовать фильмы или сериалы. «Но имейте в виду, что эти примеры должны быть такими, чтобы эксперты смогли без труда их верифицировать, то есть проверить на истинность привлеченного фактического материала: необходимо указывать автора и название произведения, режиссеров, сценаристов и так далее», – пояснил эксперт. Он добавил, что аргумент «Я посмотрел фильм, в котором…» не может быть засчитан по причине отсутствия конкретной информации. Роман Дощинский также рассказал, что не обязательно соглашаться с позицией автора. «Можно ее отрицать, можно быть в чем-то согласным, а в чем-то нет, главное – приводите аргументы», – подчеркнул он.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало, что на эфире по подготовке к ЕГЭ по русскому языку руководитель комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по русскому языку Роман Дощинский сообщил об изменении заданий 22 и 27. Прежнее задание 26 на соответствие относительно изобразительно-выразительных средств языка теперь заменили новым заданием 22, которое не предусматривает опоры на макротекст. Оно стало заданием на соответствие, представленным в виде таблицы.
Посмотреть записи онлайн-консультации по подготовке к ЕГЭ по разным предметам можно в сообществе Рособрнадзора «ВКонтакте» и на Rutube.
Стоит добавить, что уже прошли онлайн-консультации по подготовке к ЕГЭ по литературе, физике, химии, русскому языку.
Напомним, что в августе ФИПИ представил проекты документов, которые определяют структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ в 2025 году. В частности, там говорилось, что в ЕГЭ по русскому языку есть изменения в формулировках отдельных заданий и системе их оценивания. Так, в формулировке задания 27 (развернутый ответ) указана проблема, к которой нужно дать комментарий авторской позиции по проблеме. При формулировке своей позиции не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.
Комментарии