search
main
0

Разность потенциалов

Неоспоримые преимущества учебного сообщества

На площадке III Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования» эксперты обсудили важность работы в команде, которая стала новым трендом в системе образования.

В отечественной системе образования для любой образовательной организации одной из главных ценностей является педагогический коллектив. Однако на поверку такие коллективы нередко оказываются банальным набором независимых профессионалов, индивидуалов по форме работы, которые, соблюдая нормы приличия, в лучшем случае могут пообщаться с коллегами в учительской за чаем на бытовые темы, но при этом оставаться абсолютно закрытыми в вопросах профессионального мастерства. Этот стиль работы затем передается и ученикам, которые стараются отгородиться от одноклассников, мотивируя свое поведение тем, что в образовании каждый в ответе сам за себя. Однако современная педагогическая наука говорит о целесообразности и прогрессивности обучения детей в команде и сотрудничестве. И в ходе конференции было представлено немало доказательств эффективного развития личностного потенциала благодаря учебному сообществу.

Человек человеку – Бог

Автор этих слов – немецкий философ-материалист Людвиг Фейербах – обращает наше внимание на то, что для каждого человека другой человек может быть подобным Богу – учителем, наставником, помощником. Это как нельзя лучше соотносится с высказыванием академика Александра Асмолова, который считает, что «персонализация представляет собой развитие человека как субъекта собственного жизненного пути, в процессе которого через потоки общения и деятельности происходит познание своего мира и мира других людей и осуществляется главный выбор – выбор самого себя». Эти слова звучали в ходе панельной секции как некие символические постулаты, за которыми стоит богатый эмпирический опыт зарубежной и отечественной систем образования.

Марина Пинская, доцент кафедры образовательных систем и педагогических технологий МГИМО, отметила, что образовательные реформы делаются прежде всего в классе, и что-то реально меняется в школе лишь тогда, когда перемены учитель претворяет в жизнь на уроке.

Пинская изучает передовой зарубежный опыт командной работы в школах и пришла к выводу, что в рамках учебного сообщества дети прогрессируют заметно быстрее, а качество образования неизменно повышается. К примеру, в Финляндии, когда школьники пишут пробные тесты, то в ходе выполнения задания они объединяются и решают полученные задания вместе, суммируя свои знания. И никаких жалоб от отличниц по поводу того, что «Иванов в мою тетрадку подсматривает», здесь не бывает. Наоборот, в рамках команды дети делятся друг с другом полученными решениями. Вся эта работа бурно обсуждается в классе, и ученики вместе находят ошибки и подробно их разбирают, а затем совместно приходят к верному решению. А если говорить об образовательной системе Сингапура, то там уже значительная часть экзаменов проводится в форме командной работы: трудится на экзамене сплоченная команда, но каждый член команды получает свой персональный результат.

И такие примеры можно продолжать.

«Почему об этом сейчас так много говорят? – обратилась с вопросом к коллегам Марина Пинская. – Потому что и критическое мышление, и умение создавать идеи и работать с проектами плохо развиваются, если человек один. Но все эти навыки бурно прогрессируют, когда у обучающегося есть партнеры, есть возможность рассмотреть задачи и выявившиеся проблемы с разных точек зрения, обменяться мнениями, подхватить и развить чужую идею».

Метапредметные уроки на родине Циолковского

Калужская область три года назад вступила в Программу по развитию личностного потенциала (РЛП). Теперь представители региона стали ведущими экспертами в этой теме, и в рамках конференции они с цифрами и фактами подтвердили эффективность работы программы в образовательных организациях и неоспоримые преимущества учебных сообществ.
Галина Рокитянская, заместитель директора по УВР школы №25 г. Калуги, отметила, что в настоящий момент профессиональное обучающееся сообщество (ПОС) стало одной из новых форм внутришкольного повышения квалификации педагогов, поскольку этот инструмент учителя используют для обмена своими практиками. Причем калужские педагоги пришли к этому не сразу: вначале это были творческие группы учителей, которые работали над конкретными проектами, но постепенно они вышли на более широкий профессиональный уровень.

«Вскоре мы пришли к выводу, что в одиночку педагогу не добиться поставленной цели, необходимо создание новой структуры в рамках методического центра сопровождения, – отметила Галина Рокитянская. – Эта структура должна была объединить профессионалов, готовых совместно находить практические решения и совершенствовать свое профессиональное мастерство ради улучшения результатов обучающихся».

Так в методической системе калужской школы появилась новая структура под названием «Профессиональное обучающееся сообщество «После урока». Команда ПОС включилась в проектирование интегрированных метапредметных уроков. Учителя разделились на группы по 4-5 человек для работы над проектами уроков, презентацию которых должны были представить к определенному сроку на семинаре.

В ходе этой работы педагогам удалось невозможное – были интегрированы на первый взгляд совершенно несовместимые предметы, которые проводили группы учителей по 3-5 человек. Так, был проведен урок технологии и географии под названием «Остров сокровищ». Или урок литературы, физики и психологии по теме «Плавание тел на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус». Всех поразил урок английского языка, математики и физкультуры под названием «Что нужно делать, чтобы быть здоровым» и т. д.
«Каждый учитель – участник группы работал с экспертной картой анализа урока, что позволило командам не только провести самооценку, но и взаимооценку педагогов и обучающихся, – отметила Рокитянская. – И детям, и учителям понравилась подобная форма проведения уроков, так как взаимодействие происходило не только между учителями, но и между учениками в классе».

Калужские педагоги приняли решение продолжить работу в этом направлении, поскольку метапредметность подразумевает интеграцию содержания образования и направлена на устранение разобщенности знаний школьника и получение им представлений о целостной картине мира.

Что нам стоит ПОС построить?

В свою очередь Ольга Тихомирова, руководитель Тьюторского центра ГАУ ДПО «Институт развития образования», отметила, что в Ярославской области удалось создать командное взаимодействие между образовательными организациями на уровне региона и даже шире.

«Профессиональные сообщества собираются вместе, проводят конференции, которые носят межрегиональный характер, то есть Яро­славская область в данном случае выступает локомотивом претворения в жизнь инновационных идей», – считает Ольга Тихомирова. Тем не менее значительную часть своего выступления она посвятила разбору причин, которые не позволяют повсеместно утвердиться ПОС и в ряде школ «превращают эту структуру в сизифов камень, который управленческая команда бесконечно катает вместе с наставником, тьютором и т. д., хотя технологически и методически все обеспечено благодаря участию региона в Программе РЛП».

В течение двух лет ярославские эксперты наблюдали за работой 68 школ и выделили ряд факторов, которые могут способствовать эффективной работе ПОС: это прежде всего ответственность, коммуникативность, отсутствие эмоциональных барьеров. Затем были проведены пилотные исследования в школах, где процесс создания ПОС шел с трудом, и выяснилось, что более трети педагогов испытывали определенные эмоциональные трудности в общении. Это в целом препятствует взаимопониманию и открытости отношений, которые так нужны для создания учебного сообщества. При этом директора школ в большинстве своем рапортуют о создании командного взаимодействия в вверенной ОО.

Ведущий панельной секции – руководитель лаборатории развития личностного потенциала в образовании НИИ УГО ГАОУ ВО МГПУ Андрей Иоффе – точно заметил, в чем кроется главная ошибка при составлении общей картины. «Просто у нас путают управленческую команду с административной, – сказал Андрей Иоффе и для тех, кто хочет разобраться подробно в этом вопросе, посоветовал ознакомиться с проектами, представленными в рамках конференции: – Эти проекты свидетельствуют о том, что они разрабатывались управленческой командой, потому что в их подготовке участвовала большая и сплоченная группа педагогов».

Роман Комаров, ученый секретарь ГАОУ ВО МГПУ, считает, что «если показать всем педагогам, насколько работа в командах более эффективна, насколько уменьшаются факторы профессионального и эмоционального выгорания, насколько улучшаются результаты обучающихся и уровень развития педагогов, то учителя потянутся».

В том, что педагогическое сообщество в целом готово к переменам, он не сомневается и привел следующий пример: в прошлом году МГПУ реализовал большой проект – это была программа профессиональной переподготовки 1400 классных руководителей из московских школ.

«Мы дали нашим слушателям выбор – они могли выполнять эти проекты индивидуально, а могли в команде. По ходу сдачи проектов выяснилось, что предпочтение командной работы выбрали в три раза больше педагогов», – отметил Роман Комаров. А вслед за этим подробно объяснил участникам, почему, по его мнению, большинство учителей предпочитают работу в команде: «Учителям нужны плечо коллеги и взаимопомощь, нужны творческие искры, которые высекаются в командной работе. В данном случае сообщество – это не просто некое собрание людей, профессионалов, мы говорим о синергии взаимодействия, где каждому человеку, каждому специалисту будет определено свое уникальное место».

Валерий НОВИКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте