search
main
0

Разноцветные страницы. Зверята на здоровье ребятам

Деловито перебирает лапками кролик Кузя. Он здесь старожил. Морская свинка, черепаха, хорьки и шиншилла появились позже. Их подарили Егорьевскому реабилитационному центру для детей и подростков с ограниченными возможностями «Егорка» те, кто убедился: животные и вправду оказывают на детей не просто благотворное – оздоровительное влияние!

Специалисты центра разделяют свою программу по экотерапии «От экологии природы к экологии души» на две составляющие – «Разноцветные страницы» и «Ребята и зверята». Их задача – показать ребенку неразрывное единство мира природы и человека, дать постичь причинно-следственные связи в окружающем мире самостоятельно. Это формирует экологическое мировоззрение и культуру человека. Важнее всего в этом то, что это формирует понятия о путях созидания своего здоровья. Но началось все не с фауны, а с флоры.- С растениями работать полезно! – утверждала педагог дополнительного образования Галина Давыдова.И стала главным идеологом внедрения в систему работы реабилитационного центра гарденотерапии.- Как показывает опыт, – делится впечатлениями Давыдова, – дети с проблемами в развитии, дефектами сенсорных анализаторов, тщательно и заботливо ухаживают за растениями. Многообразие растительного и природного материала позволяет ребенку получить бесценный сенсорный опыт. Гарденотерапия в условиях соблюдения необходимых санитарно-гигиенических норм показана практически при всех формах инвалидизирующих заболеваний: при ДЦП, различных видах интеллектуальной недостаточности, патологии опорно-двигательного аппарата. Главное – правильно оценить особенности статуса больного ребенка и определить для него посильное занятие. С психолого-дефектологической точки зрения гарденотерапия положительно влияет на процессы становления и развития памяти, внимания, мышления. Наряду с этим совершенствуется эмоционально-волевая сфера ребенка, и прежде всего его мотивационный настрой. Повышается уровень познавательной активности, расширяется диапазон знаний и представлений об окружающем мире, происходит удовлетворение потребности в самореализации.Для успешного усвоения экологического материала, формирования экологического мышления и правильного поведения в природе Галиной Борисовной использовались такие фронтальные формы работы, как прохождение специально разработанного экологического маршрута, природоохранные акции, оформление сезонных выставок творческих работ детей, чтение художественной литературы экологического содержания, труд на природе. Под руководством педагога на территории центра разбит огород. Функционирует студия «Волшебная мозаика». Основываясь на положительном опыте внедрения в процесс реабилитации метода гарденотерапии, педагоги-психологи Юлия Маслова и Мария Большакова начали разработку программы реабилитации детей с ограниченными возможностями посредством зоотерапии. В разработке данной программы специалисты опирались на опыт работы некоммерческого фонда «Ордынцы», созданного при кинологическом центре. Руководителем центра Алексеем Субботиным был разработан уникальный метод лечебной кинологии. Суть его состоит в тесном взаимодействии детей с ограниченными возможностями и собак. Также психологам «Егорки» очень помогли наработки центра «Детство».- Любимое животное, – рассказывает заместитель по социально-реабилитационной работе Наталья Бирюкова, – в наибольшей степени открывается ребенку. Именно этот доверчивый и ласковый питомец становится для малыша очень нужным в раскрытии его как личности. При взаимодействии с любимым животным депривированный ребенок получает соответствующий коммуникативный опыт, который порой другим путем он получить не может. Как показывают наблюдения, умение ладить с братьями нашими меньшими становится катализатором общения с другими детьми и взрослыми. А это способствует социальной реабилитации депривированного ребенка.Цикл групповых занятий с использованием зоотерапии составляет взаимодействие с животными, игры и игровые занятия, а также релаксационные упражнения. Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастает. В то же время в пределах одного занятия игры и задания подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими.Общение с животным гармонично и интенсивно развивает все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь, тактильную чувствительность и моторику. В качестве закрепления полученных знаний психологом проводятся сюжетно-ролевые игры с исполнением детьми ролей различных животных, используются приемы арт-терапии, сендплей-терапии, где дети изображают животное. Ребята на занятиях лучше узнают и учатся передавать повадки зверей и птиц, развивают воображение, диалогическую речь, они раскрепощаются, становятся более открытыми и общительными, повышается их познавательная активность.Программа «От экологии природы к экологии души» дает эффектные результаты. Это оценили в области, отметив в прошлом году авторский коллектив Егорьевского центра губернаторской премией в области социальной защиты населения.- Наша цель, – отмечает директор центра Антонина Гаврилова, – оказать детям и подросткам с ограниченными возможностями квалифицированную медико-социальную и психолого-педагогическую и социально-педагогическую помощь, подготовить их максимально к жизни в обществе, семье, к обучению и труду. Мы своевременно выявляем детей с ограниченными возможностями, проживающих в семьях, и создаем свою компьютеризированную базу данных. Изучаем совместно с консультативно-диагностическими службами здравоохранения и образования причины и сроки наступления инвалидности ребенка, определяем исходный уровень его здоровья и психики, прогнозируем восстановление нарушенных функций и занимаемся профилактикой.Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Егорка» находится в ведомственном подчинении Министерства социальной защиты населения Московской области. С 2009 года у «Егорки» появилась «Аленушка» – отделение дневного пребывания. В Егорьевский реабилитационный центр приходят те, у кого выявлены патологии центральной нервной системы, внутренних органов, опорно-двигательной системы, генетического аппарата или есть нарушения психической сферы.Отделение стационара предназначено для реализации программ медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической, социальной, социокультурной и профессиональной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в условиях круглосуточного пребывания в учреждении. Длительность пребывания – от 30 до 60 дней. Отделение рассчитано на 32 места.В отделении дневного пребывания могут заниматься 40 детей. Есть еще отделение медико-социальной реабилитации, где поэтапно выполняются индивидуальные программы социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в части медико-социальных и консультативных мероприятий по медицинским вопросам. Вся работа в центре направлена на осуществление комплексного подхода по выполнению медицинского, психолого-педагогического и социального направления. Но 72 воспитанниками центр не ограничивается. Возможности этого небольшого, но мощного учреждения велики, а деятельность весьма актуальна. Здесь проходят для укрепления организма курсовое лечение и здоровые дети. А летом «Егорка» и вовсе, словно лагерь, гостеприимно принимает всех, кому требуется оздоровление измученного после учебного года организма.Лариса АНДРЕЕВА, Егорьевский район

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте