Реализация образовательного процесса с использованием дистанционных технологий – это не новшество, не изобретение сегодняшнего дня. Определение и принципы электронного обучения с применением дистанционных технологий содержатся в Федеральном законе №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
Дистанционные технологии в течение многих лет применяются в школах для проведения занятий с детьми, находящимися на надомном обучении, на длительном лечении. Реализация образовательного процесса в такой форме позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, экономит время.
В школе №2090 были созданы условия для проведения дистанционного образования, разработаны и утверждены локальные нормативные акты, закуплены необходимые технические средства, обучены педагоги. Поэтому новость о переходе на дистанционное обучение в связи со сложной эпидемиологической ситуацией не застала нас врасплох в марте 2020 года.
При поддержке Департамента образования и науки города Москвы мы оперативно перестроили работу. Педагоги провели работу по изучению и отбору материалов, размещенных на многочисленных сайтах. В результате большинство остановились на разработках Московской электронной школы, Российской электронной школы, Яндекс.Учебника.
Некоторые учителя сняли и разместили в Интернете авторские ролики. Для подготовки к государственной итоговой аттестации традиционно использовали материалы, размещенные на сайте Федерального института педагогических измерений. Некоторые педагоги использовали уроки с телеканала МособрТВ, размещая ссылки на них в электронном дневнике.
Важный момент, техническое обеспечение дистанционного обучения, тоже учли. Для малообеспеченных семей нашли возможность предоставления во временное пользование ноутбуков, видеокамер.
Обеспечили всем необходимым и педагогов. Классным руководителям, педагогам, администрации удалось обеспечить практически стопроцентное вовлечение детей в обучение в дистанционном режиме. В результате процесс электронного обучения прошел достаточно успешно.
Воспитатели тоже активно работали со своими дошколятами. Выходили на связь с родителями и детьми по Интернету – организовывали занятия по рисованию и лепке, чтению и музыке, предлагали родителям ссылки на обучающие занятия.
Дистанционные технологии применялись и в работе с обучающимися с особыми возможностями здоровья, в нашей школе их более 200. Учителя-дефектологи, логопеды, психологи благодаря техническим средствам продолжали коррекционно-развивающие занятия, оказывали консультативную поддержку родителям. Ведь делать большие перерывы в коррекционной работе нельзя, существует большая вероятность того, что ребенок утратит приобретенные ранее навыки. Педагоги проявили творчество и смекалку. Не было возможности работать на компьютере – использовали телефон; не было под рукой печатных материалов, наглядных пособий – задействовали имеющиеся в каждом доме книги, игрушки, предметы быта. Учитель-дефектолог ресурсного класса вела на своей страничке в Инстаграме прямые эфиры и вместе с ребятами создавала мини-шедевры из соленого теста. Занятия были настолько интересными, что привлекли внимание не только наших ребят, к работе подключились учащиеся других школ, их родители.
Еще одной находкой нашей психолого-педагогической службы стал флешмоб «Разноцветная неделя». В социальной сети каждый день наполнен своим цветом. Это энергичный оранжевый, жизнелюбивый зеленый, спокойный синий и солнечный желтый. Дети, сотрудники, родители танцевали, пели, рисовали в тематике определенного цвета и делились своей радостью друг с другом!
Разноцветный флешмоб получил отклик и в школе, и в дошкольных группах. А на сайте школы специалисты психолого-педагогической службы создали методическую копилку видео занятий и презентаций для работы с детьми с ОВЗ.
Важная составляющая образовательной программы – дополнительное образование и внеурочная деятельность. Педагоги занимались с детьми гимнастикой, танцами, художественным творчеством, иностранным языком. Классные руководители проводили онлайн-экскурсии, тематические беседы.
А к Дню Победы прошел конкурс чтецов, в котором приняли участие и дети с 1‑го по 11‑й класс, и ветераны войны Рязанского района.
Обучение осуществлялось в полном объеме. Возможным это стало благодаря дистанционным технологиям, Московской электронной школе и другим цифровым ресурсам города, профессионализму коллег. На сайте школы и в социальных сетях, в чатах мы видим много положительных отзывов родителей о работе педагогов, высоком качестве онлайн-уроков, занятиях дополнительного образования.
Особую признательность педагогический коллектив выражает родителям, опекунам, бабушкам и дедушкам наших детей. Мы очень ценим их вклад в обучение в этот период. Их терпение, помощь в организации, контроль и постоянная обратная связь достойны самых теплых слов благодарности и восхищения! Вместе мы добиваемся достойных результатов и создаем условия для непрерывного образования детей.
Наши педагоги открыли для себя огромные возможности цифровых технологий, без них уже трудно представить современную школу. С началом нового учебного года дистанционные технологии остались востребованными в нашей работе: заседания управляющего совета, методических объединений, педагогического совета, встречи с родителями класса или параллели – все теперь проходит в онлайн-формате. Благодаря этому посещаемость родительских собраний близка к 100%!
Дистанционное обучение, мы уверены, – наше настоящее и будущее, но в тесном переплетении и взаимном дополнении с традиционными форматами обучения в воспитания.
Татьяна ЖАРКОВА, заместитель директора школы №2090 имени Героя Советского Союза Л.Х.Паперника
Комментарии