Продолжение. Начало в №35-43
Идет последний итоговый день работы городской медальной комиссии (вообще-то их было три). Я сижу вместе с заведующим кабинетом математики нашего института (перепроверялись только сочинения и работы по математике) в той комиссии, которую возглавляет заведующий городским отделом народного образования Георгий Леонидович Асеев.
По одному входят директора школ. Вошедшему директору школы Асеев сообщает, что по математике проблем в комиссии не было. Но вот по литературе выпускнику Петрову комиссия подтвердила пятерку, и он получит медаль. А ученику Сидорову оценку за сочинение снизили до четверки, и он медаль получить не сможет. Директор школы просит, чтобы в таком случае лишили медали и Петрова. Немая сцена. «Петров мой сын. И я не могу прийти сегодня на выпускной вечер и своему сыну дать медаль, а другому мальчику ее не дать». Асеев поворачивается ко мне: «Лев Соломонович, вы можете сейчас на работе Петрова написать, что вы согласны с оценкой школы?» – «Конечно, да».
На этой ноте мы и попрощаемся с уходящим столетием и даже веком.
Экзамен по литературе в новом веке подвергся, как теперь говорят, оптимизации.
В марте 2003 года был опубликован Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002‑2003 учебном году. Тем этих было всего-навсего 500 штук. В дальнейшем они будут разбиты на блоки – по шесть в каждом блоке, и в начале экзамена на экране телевизора все увидят, как трепетная детская рука будет вынимать из лототрона номер блока для своего региона. Я тогда написал в «Учительской газете»: «Я видел за полвека работы в школе много безумств, но такого еще не было никогда. С апреля во всех школах России прекратится преподавание литературы. Потому что и ученики, и их родители, и администрация школы будут требовать от учителя литературы только одного: тем, тем и тем».
Сами темы были запредельны и в смысле требований программы, и по существу. Я должен привести соответствующие доказательства. Я вообще сторонник доказательной педагогики, каковой она слишком часто не является.
«Как развивается тема свободы в лирике А.С.Пушкина». Сама по себе очень интересная тема. У позднего Пушкина, – пишет И.Роднянская, – двуединство «вольности и покоя», как известно, задвинуто на задний план формулой «покой и воля» частного лица, неприкосновенности частной и семейной жизни, центральной ценности, от которой ценности жизни гражданской только производные». Но в таком аспекте тема свободы в школе, к сожалению, тогда не трактовалась. К тому же раскрытие именно так темы свободы в лирике Пушкина возможно лишь при обращении к стихотворению «Из Пиндемонти», которое в школьный минимум не входит.
«Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н.Островского «Гроза». Открываю Богословский словарь. Там сказано, что при покаянии христианин «искренне и сердечно раскаивается в грехах своих», «намеревается исправить свою жизнь». Из энциклопедии «Христианство» я узнаю, что «для действенности таинства необходимо искреннее раскаяние и твердое намерение исправить свою жизнь». Но разве Катерина отрекается от своей любви, разве раскаивается в ней? «Мне только проститься с ним, а там… хоть умирать». «Ах, как мне по нем скучно!.. Радость моя, жизнь моя… люблю тебя!» И последние слова: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» И это покаяние?
«От своих предшественников Блок отличается тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель – с отвлеченной идеей, а как поэт – с истинной любовью» (В.А.Жирмунский). Вырванные из контекста слова Жирмунского ставят школьника в сложное положение: а что, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Фет, Тютчев подходят к судьбе России с отвлеченной идеей?
Что же говорить о темах, ориентированных на вопросы «этики, психологии, философии», которые требуют опоры «на литературный материал, а не на жизненные впечатления учащихся»…
«Хорош божий свет. Одно только нехорошо – мы» (А.П.Чехов). Ну зачем же современному школьнику доказывать накануне выхода в большую жизнь, что все мы нехороши?!
«Любить истинно может только созревший человек». Работая в школе всю жизнь, я знаю точно, что это не так.
«Счастье… обширно и многогранно: лишенный возможности быть счастливым в одном найдет свое счастье в другом» (Л.Н.Андреев). Поскольку у наших составителей тем есть милая привычка приписывать писателям высказывания героев своих произведений, я не могу сейчас сказать, кто же это все сказал на самом деле. Но ведь эти слова могут иметь и совершенно кощунственный смысл. Попробуйте применить их к Григорию Мелихову, к пушкинскому станционному смотрителю, к гоголевскому Акакию Акакиевичу. Попробуйте приложить эту формулу к Ивану Денисовичу. Попробуйте посмотреть сквозь эту формулировку на матерей погибших на войне или в Беслане. И вспомните Некрасова:
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы –
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
Методист института усовершенствования учителей и три учителя были приняты одним из руководителей московского Департамента образования. Мы сказали, что мы идем к катастрофе. Нам ответили, что ученики, и особенно кандидаты на медаль, не должны расплачиваться за министерские фантазии.
Нужно было спасать учеников и учителей. Газета «Литература» (приложение к газете «Первое сентября») выпускает несколько специальных выпусков с комментариями к темам. Мобилизованы литературоведы и лучшие учителя.
Международная школа дистантного образования срочно издает две книги, где тоже каждая тема прокомментирована. Через районных методистов собирают деньги с учеников и через школу распространяют эти книги среди выпускников. И с теми и с другими рекомендациями в чем-то можно было бы и поспорить, но они сделаны на уровне культуры. Но вот изданные тридцатипятитысячным тиражом народными умельцами три выпуска шпаргалок (так и написано на обложке), напечатанных мелким шрифтом, с пунктирными линиями, обозначающими, как нужно вырезать то, что нужно именно тебе, чтобы текст был с двух сторон, были уже за пределами культуры.
Все было ясно. Вот лишь несколько выписок из выступлений в печати: «Что хотят они от русской классики и от ребят, предлагая совершенно бессодержательные экзаменационные задания (и игнорируя те задания, которые ученик школы в ней получил) либо задания, требующие какой-то сверхэрудиции, которой и не каждый учитель обладает? Почему экзаменационные темы для школьников всей страны несут на себе печать некомпетентности?» «Неграмотные, неумело составленные темы». «От подобных тем веет если не могильным тленом, то плесенью».
Казалось бы, все ясно. Но не признавать же свое поражение?! И как бросить такую золотоносную жилу?! Отработали и перешли всей командой к работе на ниве ЕГЭ, а потом еще и к сочинению итоговых сочинений.
А меня 4 июня, уже после экзамена, с заседания медальной комиссии увезла скорая помощь с подозрением на инфаркт. Но диагноз не подтвердился. От госпитализации я отказался, дал соответствующую расписку – мне нужно было еще проверить сочинения трех классов моих собственных учеников.
Мы же с вами приступим к размышлениям о ЕГЭ. И хотя предмет нашего рассмотрения – преподавание литературы, начнем все же с ЕГЭ по русскому языку. И не только потому, что в этот экзамен входит сочинительная часть, которая не может не оказать определенного влияния на рассуждения о литературе, но и по другой, очень важной причине. Если ЕГЭ по литературе выбирают для экзамена 5‑7% выпускников, то ЕГЭ по русскому языку пишут все, и при поступлении в вуз результаты этого экзамена засчитываются всем.
Ученикам предлагается на экзамене небольшой текст, после которого идут вопросы. Начнем с текстов. Ни под одним из них не написано «Л.Н.Толстой» или «А.П.Чехов». А другое: «По Л.Н.Толстому», «По А.П.Чехову». В большинстве случаев тексты перелицованы и даже отредактированы.
После экзаменов в 2010 году я узнал от своих учеников (а я всегда просил и после экзамена прийти в школу и сообщить мне, о каких текстах они писали), что в одном из текстов было рассказано о человеке, который на войне потерял ноги. Указан автор: Леонид Андреев. Дома обращаюсь к собранию сочинений писателя. Устанавливаю, что рассказ этот о Русско-японской войне и называется он «Красный смех». Сравниваю его с экзаменационным текстом. В варианте экзамена он кончается на жизнеутверждающей ноте: «Брат позвал слугу, и вдвоем они вынули меня из ванны.
Потом я пил душистый чай и думал, что жить можно и без ног». Какое хорошее напутствие на будущее сдающим экзамен! Иное в рассказе: через страницу обезумевший герой рассказа умер. Что касается позиции автора (есть такой вопрос, о котором у нас еще будет речь), то ученик должен был написать, что «война безумна, бессмысленна, противоестественна по своей природе. Безумие войны способно притупить в человеке все лучшие душевные качества». Кстати, тот год был юбилейным годом Победы. И в том же классе другой мой ученик писал сочинение по отрывку из повести Виктора Некрасова, сделав вывод, что «на войне раскрываются лучшие человеческие качества человека». Но это уж кому что достанется.
А вот на одном из пробников (так ученики называют репетиции экзамена, когда материал экзамена присылают в школу) был рассказ Чехова «Счастье». Там три действующих лица, но одного из них за недостатком «жилплощади» вырезали, а его слова честно поделили между оставшимися.
Совершенно кощунственно был отредактирован, и не где-нибудь, а на демонстрационном варианте, то есть показан всем выпускникам страны в Интернете, рассказ Виктора Некрасова о Сталинграде. У писателя герой рассказа Кононов говорит: «С людьми вот только сложно». Какие в самом деле могут быть беды у защитников Сталинграда? Дошло до того, что сняли слова «закурил цигарку». Какая цигарка, когда у нас идет борьба с курением?! А положительный герой тут должен быть примером.
Скажем и о том, что однажды рассказ Мопассана приписали Льву Толстому. Не мог долго понять, как это могло случиться. Затем понял. Рассказ включен Толстым в его двухтомник «Круг чтения».
Но вот то, во что даже трудно поверить. (А там во многое трудно поверить. Скоро в этом убедитесь. Сплошной дурдом для всех оканчивающих школу.) Перед тем как приступить к сочинительной части, выпускники должны на материале текста, предложенного для сочинения, решить несколько грамматических, стилистических и лексических задач, никакого отношения к этому тексту не имеющих. Достоевский и Чехов, Шолохов и Бакланов – как материал для упражнений в грамматике.
Вот текст, сделанный по рассказу Виктора Некрасова, о Сталинграде. Рассказ о том, как три человека, оставшиеся от роты (остальные или погибли, или ранены), продолжают сопротивляться, обороняться, бороться, воевать. Звоню в Центральный музей Вооруженных сил и спрашиваю, сколько человек тогда было в роте. Мне отвечают, что «вообще-то сто, но в Сталинграде, сами понимаете…». Поймут ли сдающие экзамен этот подвиг? Скорее всего, нет.
Потому что перед этим, до этого на том же тексте они должны были выполнить задание, никакого отношения к сути рассказа не имеющее. А именно – определить, в каких предложениях перед нами описание, а в каких рассуждение, в каком предложении главная часть связана с придаточным притяжательным местоимением, да еще из девяти терминов найти тот, который подходит в таком месте. И термин этот – эпитет. И вы думаете, что после всего, после всех этих холодных, рассудочных, абсолютно формализованных упражнений, еще можно отнестись к тексту, в котором подвиг, смерть, жизнь, боль, с живым, непосредственным чувством?! Да и то и другое становится в один ряд! Нужны баллы, баллы и баллы.
А после текста три вопроса: «Какие проблемы в предложенном тексте поставлены автором?», «Какова его позиция?», «Согласны или не согласны вы с точкой зрения автора предложенного текста?».
Начнем с последнего вопроса.
В тот год, когда школы впервые писали ЕГЭ по русскому языку, на сайте ФИПИ появилось методическое письмо о том, как нужно проверять сочинительную часть. Кратко самое главное (курсив всюду мой): «Смысл аргументации ученика будет заключаться в том, чтобы в очередной раз показать актуальность, важность, нравственную состоятельность, незыблемость доказываемой этической аксиомы. В таком случае аргументация чаще всего выступает не как логическое обоснование, а как определенным образом сформулированное личностное отношение к выдвинутому утверждению. Проблемы, которые рассматривает, осмысливает ученик, имеют ценностное значение». Здесь уже их курсив. Обратите внимание: ценностное значение имеет сама проблема, а уж точка зрения ученика лишь гарнир к ее преподнесению, не меняющий, конечно, предложенного решения.
И призыв этот будет услышан учителями, родителями, администраторами и донесен до учеников. Вот лишь один пример из методического пособия по подготовке к экзамену: «Молодому человеку часто очень хочется спорить, отстаивать свою позицию, порой самую неожиданную. Однако давайте вспомним следующее: в подавляющем большинстве текстов утверждаются очевидные истины, которые вряд ли целесообразно оспаривать. Помните, что экзамен не место для неожиданных и смелых экспериментов».
Я прочел множество пособий для учителей и учащихся по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Естественно, в них приводились и в качестве примеров ученические сочинения, написанные на экзамене. Но за десять лет я не встретил ни одного сочинения, в котором бы ученик не то чтобы спорил или опровергал предложенный текст, но хотя бы в чем-то частном не соглашался с автором предложенного текста. А ведь такая потребность возникала не раз.
Однажды во всех вариантах проводимого в Москве мониторинга, то есть репетиции экзамена, были предложены тексты, взятые из сочинений русских философов XX века. В одном из них утверждалось, что человек, который не думает о смысле жизни каждодневно, недостоин звания человека. Тогда одна из моих учениц написала: «Если каждодневно думать о смысле жизни, когда же рожать, воспитывать детей, вести дом, работать?» Но она знала, что эту работу буду проверять я.
Другое дело на экзамене. «Пишите, что думаете», – напутствовал я на первый ЕГЭ. Но кто-то мне ответил: «Мы будем писать о том, что им надо». «Ты ведь так не думаешь», – говорю я после очередного мониторинга своей ученице. «Да, я так, конечно, не думаю, но я решила, что раз они прислали такое мнение, то и я должна с ним согласиться». «Но ведь это же неверно», – убеждаю я, тоже после мониторинга, своего ученика. «А разве на экзамене можно говорить «нет»? Разве не обязательно только «да»?»
Лев АЙЗЕРМАН
Продолжение следует
Комментарии