24 ноября мы побывали в театре Елены Камбуровой на вечере Елены Фроловой, давнего нашего друга. Сначала ехали на электричке одни в вагоне, потом – в метро, и тоже для “часа пик” людей было маловато, а в театре я поначалу даже не поняла, что происходит. Где люди? Да, мы знали, что теперь зал должен быть заполнен только на 25%, но… В фойе бродили человек десять от силы, потом подошли ещё, всего я насчитала в зале 25 зрителей.
За 30 лет в нашем (пишу так, потому что долго там работала) театре такое я видела впервые. Всегда люди шли потоком, в фойе было тесно. Сейчас, после ремонта, помещение расширили, и тем больше было ощущение пустоты.
Концерт был великолепным! Много новых песен, новые инструменты, впервые в нашем театре Лена Фролова выступала с Кристиной Дзейтовой. Как звучал её вибрафон! Два отделения – на одном дыхании. Песни на стихи минских поэтов Дмитрия Строцева, Вениамина Блаженного, потом – Ларисы Миллер – в первом отделении. Во втором – на стихи Марины Цветаевой, это всегда, это главное. Потом – на стихи наших молодых современниц Марии Тепляковой и Марии Маховой. И песни на свои стихи.
Лена говорила о Диме Строцеве и недавних событиях в Минске, о поэтическом фестивале в Суздале, который планируется и готовится в январе, и будет называться “На просвет”. О времени, в котором мы живём. Зрители ВПЕРВЫЕ были ВСЕ НОВЫЕ. И это хорошо, с одной стороны, а с другой – непривычно. Ведь билетов теперь продается очень мало, и пришли те, кто успел их купить. И только мы смогли подпеть Лене в последней традиционной песне. Мы старались. Но “браво” кричали ещё двое. Думаю, зрители слышали Лену и раньше, вряд ли вот так пришли, ничего не зная о ней, хотя и такое может быть.
Вчера действительно было видно, как опустела Москва, что многие захвачены страхом… В метро и электричке по радиосвязи постоянно говорили о вирусе. Психологически это очень давит – хочется уехать в деревню и писать роман у печки. Если бы в деревне можно было выжить.
Лена внесла такую радость в жизнь! Её голос, слова, новый стиль, великие и хорошие стихи – всё вдохновляло. И мы слушали так, словно зал был полным.
Но всё же было очень грустно. Странное чувство пустоты не уходит и сегодня. Никакие виртуальные лекции, концерты и экскурсии не заменят живого общения с искусством. Как не может и дистанционное обучение заменить настоящую школу. Получается, что происходит процесс отлучения людей от культуры. И у нас, и в Европе. И как выживать учреждениям культуры? Некоторые театры резко подняли цены на билеты, и теперь искусство будет принадлежать очень богатым людям. Ведь имея немалые деньги, им легче будет попасть на элитные спектакли.
Всё это было бы понятно, если бы в силу чрезвычайных обстоятельств было бы закрыто или регламентировано всё, все сферы жизни. Но транспорт зачастую переполнен, люди работают, ездят отдыхать по России и даже за рубеж. И тяжелее всего театрам, словно они на самом деле во всём виноваты.
Комментарии