search
main
0

Размышления несостоявшегося педагога

В начальных клас­сах я твердо решила, что буду учителем, и дома тренировалась на куклах. Родители купили мне игрушечную указку и магнитную доску с буквами. Был у меня и толстенный журнал, где я выставляла оценки своим ученикам. К счастью для педагогики, позже, в средних классах, я попала в клуб юных журналистов при городской газете и переменила свое решение. Чтобы стать хорошим учителем, мне не хватило бы ни терпения, ни особого дара объяснять сложные вещи простым языком, которым обладают немногие счастливцы.

Наталья БУНЯКИНА

Сейчас, вспоминая свои детские игры в школу, я понимаю, что в учительской профессии меня привлекало не что иное, как власть, которую имеют учителя. Мне нравилось важно вышагивать перед своим кукольным классом, вызывать учеников к доске, указывать на их ошибки и раздавать двойки нерадивым игрушкам, не выучившим урок.

Своими приятными воспоминаниями о школе я обязана совсем не таким учителям – упивавшимся властью и мнившим себя строгими, но справедливыми. А тем, кто действительно хотел нас понять и чему-то научить, приветствовал самостоятельные мысли, даже если они порой приводили к неверным выводам.

Помню, с каким азартом мы с одноклассницей соревновались в «изобретении» новых жанров школьного сочинения – переписка главных героев, сказка, пьеса, заседание суда… И как поддерживала это негласное соревнование учитель русского языка и литературы Ирина Людвиговна Акулова, зачитывая особо удачные фрагменты наших опусов перед всем классом.

Ирина Людвиговна была не только нашим учителем, но и классным руководителем. Под ее режиссерским началом мы ставили новогодние спектакли. Класс превращался в театральную труппу, и после пары месяцев увлекательных репетиций вместо хронической троечницы Кати миру являлась прекрасная принцесса, а вместо хулигана Коли – храбрый рыцарь. Это было потрясающе!

К сожалению, встретить на своем пути такого учителя удается не всем. Как писал Джанни Родари, который сам учительствовал в итальянских школах, одно из самых закоренелых и трудно преодолимых представлений о педагогическом процессе заключается в убеждении, что процесс этот должен протекать угрюмо.

Одна моя подруга, намучившись в детстве, решила давать своей дочери семейное образование. Продержалась она недолго и через год-другой домашнего обучения все же отвела дочку в школу. Но в результате только утвердилась в своем мнении о том, что если на что и способна государственная школьная система, так это навсегда отбить у ребенка тягу к знаниям.

Я не столь сурова в своих суждениях. И все-таки назвать свои школьные годы чудесными я не могу. Это было бы явным преувеличением. Учеба в университете со всеми ее зачетами и экзаменами по сравнению со школой казалась мне настоящей вольницей. Слишком много в школе приходилось делать по обязанности, слишком мало – по желанию.

Вот почему я с особыми теплотой и благодарностью вспоминаю тех учителей, которые не только давали прочные знания, но и поддерживали наши инициативы, поощряли в нас творческое начало и понимали, что школа – это еще не вся жизнь. Что быть счастливым гораздо важнее, чем поступить в вуз.

Наталья БУНЯКИНА, редактор отдела информации «УГ»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте