Каждое утро я выхожу на перекресток двух дорог. Перейдя одну, можно прийти в храм. Пересекая другую улицу, попадаешь в торгово-развлекательный комплекс. Я же иду-еду третьей дорогой, дорогой в школу! Но при этом меня постоянно мучает вопрос: кем я должен быть в школе – духовным наставником молодежи, эффективным менеджером или продавцом образовательных услуг? А может быть, наше время позволяет эти роли сочетать в одной профессии? Возникает парадоксальная мысль, что сочетание это нереально, но… возможно.
В моих профессиональных мечтаниях теплится ощущение, что я являюсь продолжателем великих гуманистических традиций педагогов прошлого, а в реальной деятельности ежедневно оказываю услуги в сфере образования, где клиент всегда прав. А каким я нужен своим ученикам, их родителям, государству и обществу? Много непростых вопросов возникает по дороге к школе…«Счастье – это когда тебя понимают», – писал девятиклассник в старом фильме. Понимают ли нас, учителей, наши учащиеся сегодня? Мне кажется, очень часто, ведь мы на нашем профессиональном пути ориентируемся на классические вехи культуры прошлого, а они, наши ученики, рвутся к новым культурным вехам в стиле hi-tech и hip-hop. Часть учительства не выдерживает этого отчуждения, отсутствия культурной близости с учениками и уходит из профессии. Другие замыкаются в своем учебном кабинете, в своем учебном предмете, не принимают инновационные перемены в образовании и культуре и упорно сеют «разумное, доброе, вечное»… а вырастают лебеда и чертополох. Третьи включаются в разные инновационные проекты, ищут, порой ошибаются, но не останавливаются на достигнутом.Согласитесь, что современная цивилизация находится в кризисе. Материальный прогресс подчинил себе духовную жизнь общества. Культура, на мой взгляд, лишилась своего глубокого предназначения – способствовать духовно-нравственному возвышению человека и человечества.Что же делать? Задаю я себе и вам вечный больной вопрос. Нужна смена вех!Рискну определить некоторые вехи, опираясь на профессиональные размышления и опыт директора петербургской гимназии, учителя истории и обществознания.Первое. Школьное образование должно стать в общественном сознании истинной ценностью. А для этого надо, я думаю, пересмотреть все образовательные программы и школьные учебники так, чтобы они отвечали учащимся не только на вопросы «что?», «где?», «когда?», а в большей степени – «зачем?», «почему?», «в чем смысл?». Если вместе искать ответы на эти вопросы каждый день, каждый урок, то школа может и должна стать центром диалога культур, а не борьбы культур – классической и постмодернистской, западной и восточной, элитарной и массовой, духовной и материальной, культурой восхождения и культурой потребления.Второе. Надо согласиться, что в новых условиях меняется роль учителя в обществе. Петербургское учительство должно стать важной частью современного креативного класса. Раньше о таких креативных людях говорили, что они являются солью нации, интеллигенцией. Мне кажется, что наша жизнь заставила многих из нас, увы, отказаться от традиционных черт русской интеллигенции: поиска истины, жажды справедливости, чувства вины. А креативным классом нам, учителям, только предстоит стать. Для этого надо развивать в себе инновационное критическое мышление, умение преодолевать жесткие стандарты и стереотипы во имя творческих импровизаций. А руководителям – от завуча школы до министра образования – надо не мешать этому процессу. И при этом помнить слова поэта: «Цель творчества – самоотдача, // А не шумиха, не успех».Третье. Крайне важно, чтобы деятели культуры и искусства также глубоко задумались о проблемах школы, вернулись в мир детства. Нам нужны новые яркие произведения искусства (литературы, кинематографа, живописи), изучая которые мы могли бы вести заинтересованный диалог с детьми о смысле жизни, смысле учения, о природе добра и зла. Хочется спросить: где вы, мастера культуры, продолжатели творческих исканий Анатолия Алексина и Владимира Тендрякова, Динары Асановой и Ильи Авербаха?Четвертое. В современных условиях становления молодых людей большую роль играет постижение нашей отечественной истории как основы складывания мировоззрения юного гражданина России. Поэтому петербургские учителя ищут новые подходы к изложению истории в школе.Важно, чтобы в школьных учебниках истории всестороннее раскрывалась сущность патриотизма. Как правило, в реальной практике школьного исторического образования она сводится к военно-патриотической пропаганде. При этом в тени остаются мирный аспект патриотизма, повседневная гражданственность, стремление к приумножению достоинств Отечества.На уроках истории следует обращать внимание на такие особенности российского патриотизма, как историческая преемственность, миротворчество, духовная наполненность, открытость к диалогу с другими культурами и традициями. Пусть наши ученики прочитают в школьном учебнике не только о великих правителях и воинах, великих деятелях нашей культуры, но и о «малых» героях, служителях долга и истины. Например, о картузных дел мастере Осипе Комиссарове, о городовом Анатолии Тяпкине, о правозащитнике Владимире Короленко, об ученом и просветителе Дмитрии Лихачеве. Образы наших соотечественников прошлого могут стать духовными скрепами между разными поколениями на перекрестке культур.И последнее. Хочу привести слова выдающегося русского философа Василия Васильевича Розанова, который не один год преподавал в гимназии. Он пишет: «Культура начинается там, где начинается любовь, где возникает привязанность; где взгляд человека, неопределенно блуждающий повсюду, на чем-нибудь останавливается и уже не ищет отойти от него». Любовь рождается в семье, развивается в школе, укрепляется в театральном зале и на вернисаже, закаляется в научной лаборатории и наполняется духовным светом в храме. Так? Нет, не всегда… Но так должно быть! Иначе нас ждет катастрофа на перекрестке культур!Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, заслуженный учитель России, лауреат Премии Президента РФ в области образования, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2003, директор гимназии №166 Центрального района Санкт-Петербурга, учитель истории и обществознания
Комментарии