search
main
0

«Разговоры о важном» 24 октября посвятят российской атомной отрасли

Очередное занятие цикла «Разговоры о важном» с российскими школьниками посвятят теме «Россия – мировой лидер атомной отрасли». Урок пройдет 24 октября.

Фото: razgovor.edsoo.ru

На сайте проекта педагоги и родители могут найти все материалы для занятия. Там представлены сценарии, методические рекомендации, плакаты, видеоматериалы и презентации. Рассказываем, как «Разговоры о важном» пройдут в школах 24 октября.

1–2 классы

Самым младшим школьникам расскажут об атомном ледокольном флоте и развитии Северного морского пути. Их познакомят с особенностями российской Арктики и значением Северного морского пути. Занятие призвано сформировать чувство гордости за свою страну и соотечественников, бережное отношение к природным богатствам страны. Оно будет проходить 30 минут в форме эвристической беседы, а начнется с погружения в игровой сюжет. Учитель предложит отправиться в воображаемое путешествие, расскажет, что, несмотря на суровый климат, Арктика — очень значимый и перспективный регион. С ребятами побеседуют о природных условиях Арктики, ее обитателях, об особенностях транспортного сообщения.

Дети также будут работать с карточками: отберут те из них, на которых изображены животные, обитающие в Арктике. На карточках изображены: полярный медведь, тюлень, ящерица, кит, альбатрос, пингвин, северный олень, лось, дельфин, песец.

При знакомстве с Северным морским путем дети получат представление о том, что это важнейшая транспортная артерия нашей страны, обеспечивающая развитие севера. Их познакомят с теми, кто внес вклад в исследование и прокладывание этого пути. В настоящий момент эта морская трасса имеет не только всероссийское, но и мировое значение. С развитием ледокольного флота увеличивалось количество судов, проходящих этим маршрутом, увеличивался и объем перевозимых грузов. Сейчас, когда Россия обладает единственным атомным ледокольным флотом в мире, развитие Северного морского пути идет наиболее высокими темпами. Занятие завершится обсуждением полученных знаний. Ребятам также предстоит принять участие в викторине.

Фото: pixabay.com

3–4 классы

Перед началом занятия обучающиеся получают карточку с изображением одного из ледоколов («Вайгач», «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Арктика», «Сибирь»). Так сформируется 6 команд, по которым школьников распределят для участия в занятии. Учитель предложит им стать корреспондентами научного журнала «Арктика сегодня» и отправиться в экспедицию на самый север нашей страны. Чтобы выпуск журнала получился интересным и разнообразным, каждой команде дадут билет на одно и то же судно и свое задание: группа «Вайгач» соберет всю информацию о климате Арктики и расскажет о нем; группа «50 лет Победы» – информацию о местоположении Арктики; группа «Ямал» – о животном мире Арктики; группа «Таймыр» – о растительном мире Арктики; группа «Арктика» – о Северном морском пути; группа «Сибирь» – об атомных ледоколах. Каждый корреспондент должен стараться записать как можно скорее и при этом разборчиво максимум информации, касающейся своей задачи.

На занятии школьники узнают, что Арктика – самая северная и достаточно обширная часть нашей страны, которая занимает около 18% всей территории России. Большая часть Арктики устлана ледниками. Толщина вечной мерзлоты там может достигать полутора тысяч метров, а океан покрыт льдами толщиной до 5 метров. Эта ледяная шапка отражает большую часть солнечных лучей и не дает планете перегреваться, поэтому Арктику прозвали «холодильником» Земли. Зима в Арктике длится 9 месяцев, а лето — около двух недель. Зима в Арктике самая холодная, суровая и снежная во всей России. Бушует пурга, и температура опускается до минус 50 градусов.

Несмотря на суровые условия арктических земель, их продолжают осваивать. Это крупнейший район по добыче нефти, алмазов и золота. Край богат железными рудами и углем, пушниной и лесом. Много отважных первопроходцев, талантливых ученых, смелых и трудолюбивых людей посвятили свои жизни изучению русской Арктики, ее развитию: строительству городов и дорог, разведке полезных ископаемых, прокладке безопасных маршрутов в бесконечной снежной пустыне.

Еще в XVI веке начали создаваться проекты по поиску водного пути вдоль северных берегов к Тихому океану. Со временем такой путь был найден. Он получил название Северного морского пути. Семен Дежнев и Витус Беринг — это путешественники, которые в разные годы первыми исследовали Северный морской путь. Витус Беринг впервые показал, что из Северного Ледовитого океана можно попасть в Тихий через пролив. За это в честь Витуса Беринга пролив и назвали Беринговым. Позднее свои имена в освоение Северного морского пути вписали такие исследователи, как Георгий Седов, Фердинанд Врангель, Отто Шмидт, Степан Макаров, Георгий Брусилов. Сейчас – это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, главная морская арктическая артерия нашей страны. Северный морской путь обеспечивает освоение региона Арктики и международную торговлю.

Первые северные экспедиции совершались на простых деревянных парусных судах. С развитием технологий стали появляться ледоколы, способные проходить сквозь толщи льда. Они сначала работали на паровых двигателях. Потом появились дизель-электрические ледоколы и атомные ледоколы. Основная часть атомного ледокола — атомный реактор, который дает судну энергию для движения. В недрах Земли содержится редкий металл — уран. В 30-е годы ХХ столетия исследованиями ученых-физиков разных стран было установлено, что под воздействием нейтронов ядра урана способны распадаться с высвобождением огромной энергии. Этот принцип получения энергии при распаде ядра вещества и положен в основу работы атомного реактора на атомном ледоколе. В результате атомные ледоколы во много раз мощнее других, они могут работать без дозаправки чуть более пяти лет, а ледоколам, которые работают на обычном топливе, хватает горючего всего на пару месяцев. Детям подробно расскажут о существующих российских ледоколах. В конце занятия их ждет викторина.

Фото: razgovor-cdn.edsoo.ru

5–7 классы

Школьникам расскажут, что обычно Арктика ассоциируется с холодом, вечной мерзлотой и бесконечным ровным снежным покрывалом. Но на самом деле арктический ландшафт очень разнообразен: здесь есть и пустыни, и реки, и даже вулканы. За долгие годы исследований региона ученые обнаружили в Арктике пять активных вулканов. Самым необычным считается подводный грязевой вулкан Хаакон Мосби, находящийся на дне Баренцева моря между побережьем Норвегии и островом Медвежий. В отличие от привычных нам вулканов, он извергает не лаву, а грязь и метан.

Еще в арктической зоне есть три подводных хребта: Колбейнси Ридж в Исландии, хребет Ломоносова, протянувшийся от Канадского Арктического архипелага до Новосибирских островов, и хребет Гаккеля между оконечностью Гренландии и морем Лаптевых. Ребята узнают о флоре и фауне этих территорий, об ученых и исследователях, о Северном морском пути и ледоколах.

Ребятам предстоит выполнить задание по карте: доставить груз от Иокогамы до Гамбурга. Для этого нужно будет измерить расстояние через З маршрута: по Северному морскому, через Суэцкий канал и через мыс Доброй Надежды, с помощью клубка ниток и линейки. Результаты дети внесут в таблицу. Результаты помогут выяснить, что использование Северного морского пути позволяет сокращать время транспортировки грузов для многих стран мира, и таким образом экономить на стоимости перевозки при большем объеме доставляемых грузов. В конце занятия дети пройдут викторину.

8–9 классы

Занятие займет 40 минут и пройдет в форме беседы с элементами деловой игры. Детям предложат представить себя в роли министров, от решений и внимательности которых зависит благополучие целого региона. Школьники проработают программы развития Арктики по разным направлениям отметят проблемы, которые требуют решения – затем каждое министерство предложит свою программу.

Представив себя министрами экономразвития, подросткам нужно будет предложить такую организацию добычи полезных ископаемых в Арктике, чтобы ее стоимость не превышала стоимость ресурсов. Также все разработки необходимо обеспечить квалифицированными кадрами. Ребятам нужно продумать транспортное сообщение для поставки оборудования и вывоза ископаемых, а также предложить развитие социальной инфраструктуры, создание рабочих мест, программы стажировки и меры поддержки для переехавших в Арктику. Детям также расскажут о Северном морском пути и ледоколах. Завершится урок викториной.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

10–11 классы

Ребята узнают об исследователях Арктики и Северном морском пути. Им расскажут, что сообщение по Северному морскому пути все время развивается — строятся и совершенствуются порты, города и поселения, обеспечивающие движение. Самые крупные из них — Сабетта, Дудинка, Хатанга, Диксон, Тикси, Певек. Мурманск и Архангельск также являются важными портами. Со временем эти поселения стали иметь не только региональное, но и всероссийское, и даже мировое значение, ведь использование Северного морского пути позволяет сокращать время транспортировки грузов для многих стран мира, и таким образом экономить на стоимости перевозки при большем объеме доставляемых грузов.

Старшеклассники познакомятся с историей появления ледоколов, получат информацию об особенностях атомных судов, о работе Росатомфлота. Его немаловажная задача — содействие в изучении Арктики и Северного Ледовитого океана в рамках научных экспедиций. Детям приведут несколько примеров из жизни «Атомфлота» в 2021 году. В частности, сопровождение в сверхпозднем рейсе газовоза «Кристоф де Маржери», который прошел по Северному морскому пути в январе-феврале. Раньше в это время сжиженный природный газ (СПГ) по Севморпути не транспортировали, а доставляли южными маршрутами.

Дети также узнают о вызволении застрявших во льдах Северного морского пути 24 грузовых судов. Из-за резко изменившихся погодных условий грузовые суда не могли продолжить путь и дрейфовали в водах Севморпути в ожидании помощи. Ледоколы «Атомфлота» проделали огромную и напряженную работу. 20 ноября ледокол «Вайгач» завершил транзитную проводку пяти теплоходов из Певека до мыса Дежнева и отправился обратно. В Певеке он возглавил караван из трех судов. В районе Новосибирских островов освободил изо льдов еще пять. На финальном этапе «Вайгач» передал проводку «Таймыру». Эти проводки уникальные: обычно ледокол ведет за собой одно судно (максимум два), в этот раз пришлось вести пять, а потом и восемь судов. Теперь «Атомфлот», владельцы судов и грузов и многие другие внимательно следят, чтобы такая ситуация не повторилась.

Со старшеклассниками также поговорят о профессиях, связанных с атомным ледокольным флотом, и компетенциях, которыми должны обладать такие специалисты. Затем ребятам предстоит работа с карточками и участие в викторине.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало, что предыдущее занятие «Разговоров о важном» было посвящено Дню музыки.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте