Ни для кого не секрет, что одним из наиболее важных факторов школьной жизни для подростка является общение. Ребята учатся взаимодействовать друг с другом, разделять с ровесниками свои мысли, отстаивать собственные убеждения, выстраивать взаимоотношения. Но зачастую в школе для этого им просто не хватает времени – на уроке они получают новые знания, повторяют пройденный материал, защищают проекты, а за время перемены успевают перейти из класса в класс, дойти до столовой и перекинуться друг с другом только парой фраз. Это стало одной из причин создания клуба общения в школе – места, где ребята могут, никуда не торопясь, поговорить друг с другом, обсудить свое настроение, поделиться впечатлениями.
Встреча в клубе – это не только разговор по душам, но и настольные игры, викторины, даже чаепития. Главная цель встреч – создание психологически комфортной атмосферы, которая раскрепостит ребят, расположит их к открытому диалогу. Каждый участник клуба не боится высказаться, произнести любую «глупость». При этом у ребят есть возможность не только заявить о собственной позиции, но и понаблюдать за другими – даже если подросток не принимает активного участия в разговоре, он может сравнить чужое мнение со своим, проанализировать иную точку зрения и сделать выводы. Зачастую ребята вместе разбирают ситуацию, которая беспокоит кого-то из участников, обсуждают новые фильмы, игры или книги, иногда даже комментируют произошедшие школьные события. Для специалистов в свою очередь это отличная возможность понаблюдать за учениками в не совсем формальной обстановке.Важным принципом формирования подобных коммуникативных групп является их открытость и инклюзивность – в любой момент подросток может прийти на встречу. Правда, иногда мы идем на небольшую хитрость – позиционируем клуб общения в первую очередь как клуб для любителей настольных игр. Подростки с большей охотой идут поиграть в «настолки», нежели на приглашение «поговорить». Зато уже после нескольких встреч ребята настолько раскрепощаются, что с удовольствием участвуют в других мероприятиях – в просмотре фильмов, викторинах, чаепитиях и оживленных дискуссиях.Клубы работают для двух возрастных групп: для подростков 5-7-х классов и ребят 8-10-х классов. Цели этих клубов – развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы, расширение области взаимодействия, то есть включение в мир ребенка большего числа одноклассников, сверстников, взрослых.За время работы клуба с нашими ребятами произошли большие изменения – мы видим положительный результат. Подростки стали инициативнее, активнее, у них появилось желание делиться своими мыслями, эмоциями и переживаниями.Клуб стал важной составляющей инклюзивного образования в нашей школе. В его работу вовлекаются дети с ограниченными возможностями здоровья с коммуникативными трудностями, в том числе с расстройствами аутистического спектра. У таких ребят появилась группа настоящих друзей, к которой они чувствуют свою принадлежность. Вместе они проводят перемены и время после школы, ходят друг к другу в гости. Ученики стали более самостоятельными. Ведь они ощущают себя группой, члены которой должны поддерживать друг друга.Клуб – это важное событие их школьной жизни: ребята часто с нетерпением ждут новой встречи. Коммуникативные клубы стали пространством для доверительного и дружеского общения, в котором формируется умение слушать других и обсуждать с ними свои мыли и идеи, умение понять мотивы другого, поставить себя на его место и также получить эмоциональную поддержку от сверстников. А ведь это так важно в наше время – просто поговорить по душам и быть уверенным, что тебя услышат.Софья РОЗЕНБЛЮМ, руководитель службы психолого-педагогического сопровождения школы №1540;Наталья БОРИСОВА, педагог-психолог, координатор инклюзивного образования школы №1540
Комментарии