search
main
0

Разговор об Основах

Проблемам преподавания Основ безопасности жизнедеятельности и патриотического воспитания школьников был посвящен День учителя ОБЖ, прошедший в столичном Доме учителя в рамках московского «Педагогического марафона учебных предметов».

Открывая День учителя ОБЖ, заместитель начальника Центра военно-патриотического и гражданского воспитания департамента образования г. Москвы В. Сюньков (на снимке), особо отметил, что этот предмет, некогда воспринимавшийся школьниками как не вполне обязательный и не столь уж необходимый во взрослой жизни, ныне по значимости передвинулся практически на первое место. В наш индустриальный век человека окружают немалые опасности, он попадает в «джунгли» суперсовременных технологий, грозящие ему проблемными, чрезвычайными ситуациями. Поэтому каждый должен быть обучен вести себя так, чтобы эффективно обеспечить безопасность – собственную и окружающих.

После общего заседания педагоги и воспитатели, занятые военно-патриотической работой, разошлись по трем залам Дома учителя. В одном из них методисты вели жаркую дискуссию о том, как проводить недели ОБЖ в учебных округах, в каком объеме нужно давать детям основы медицинских знаний, вместе с психологами рассуждали о том, что такое психологическая безопасность в школе и какое внимание ей необходимо уделять сегодня.

В педагогической гостиной заинтересованно дискутировали сторонники и противники учебника по «Основам жизнедеятельности». Не секрет, что некоторые чиновники против таких учебников, потому что считают ОБЖ предметом, основывающимся на знаниях многих других дисциплин. Дескать, листай учебники биологии, химии, физики, находи то, что понадобится, указывай школьникам на страницы этих учебников, и все будет в порядке.

Иную позицию занимают учителя и методисты, считающие, что учебник по ОБЖ не просто нужен, а остро необходим. Он должен стать книгой, концентрирующей все требующиеся для безопасной жизнедеятельности знания, всю информацию, а потому удобной для ученика и учителя. Другой вопрос: кто может стать автором такого учебника? Ясно, что одному предметнику это, вероятно, не по силам. Исключительно теорией тут не обойдешься. Не справится с работой по написанию учебника и практик. Ведь практика обязательно должна быть подкреплена теорией. Отсюда вывод: вполне возможно, учебники по ОБЖ должны писать авторские коллективы, объединяющие педагогов-предметников и специалистов, имеющих практический опыт (сотрудников различных структур, всех тех, кто по роду своей деятельности сталкивается с опасными и чрезвычайными ситуациями). Но пока не появился учебник, устраивающий всех, нужно работать с тем, что есть. Об этом весьма подробно говорил методист управления Центрального административного округа А. Наследухов.

Участники дискуссии уделили внимание и проблемам педагогической квалификации тех, кто ведет уроки ОБЖ. М. Хабнер, заведующий лабораторией Московского института открытого образования весьма подробно рассказал о роли и месте аттестации и повышении квалификации преподавательского состава в повышении уровня обучения и воспитания учащихся. А руководитель НТЦ «Поиск-ХХI» И. Винокуров информировал собравшихся о новых обучающих технологиях, о том, как они улучшают и обогащают учебно-воспитательный процесс.

Но, пожалуй, самое интересное происходило в тот день в Малом зале Дома учителя, где шел разговор и о военно-патриотическом воспитании, и о преподавании ОБЖ, и о взаимодействии педагогов с министерствами и ведомствами, и об освещении актуальных проблем школы в СМИ. С участием представителей Тыла Вооруженных Сил РФ и центральных военных госпиталей состоялся «круглый стол», посвященный проблемам активизации шефства учреждений образования Москвы над ранеными военнослужащими, о котором мы уже рассказывали нашим читателям (ВО №18 с.г.). Шел разговор и о том, как готовить знающих, умных, физически сильных молодых людей для службы в армии.

«Все мы знаем, – говорил сотрудник МДО Анатолий Хорец, – очень часто сталкиваемся с дискредитацией Российской армии, с фальсификацией русской истории, с попытками корректирования ее фактов и событий. В этих условиях дети не понимают, что для них важно, кто прав и что делать. Наша задача состоит в том, чтобы вырастить поколение, которое будет гордиться своей Родиной, которое всегда сможет стать на защиту своего Отечества, когда это будет необходимо. То поколение, которое со знанием дела сможет сохранить и свою жизнь, и жизнь окружающих».

Как отметил в своем докладе заместитель директора Центра военно-патриотического и гражданского воспитания, кандидат педагогических наук, автор учебников по ОБЖ Виктор Яковлевич Сюньков, в Москве несколько иные подходы к работе, нежели в других регионах России. Они заключаются в том, чтобы не просто обучить школьников основам ОБЖ, но и сформировать нравственную личность, владеющую культурой безопасной жизнедеятельности. Понятно, что обучение и воспитание при этом переплетаются, органично сочетаются, как, собственно, и предусмотрено в Законе РФ «Об образовании». А это, естественно, возлагает на учителя ОБЖ очень много серьезных обязанностей. Он уже не просто технолог-предметник, но и духовный наставник своих учеников, выполняющий социальный заказ общества, государства, нуждающегося прежде всего в достойных гражданах-патриотах.

Чрезвычайно важно и то, что школьный преподаватель ОБЖ, сегодня, как правило, офицер, отслуживший в рядах Российской армии более двух десятков лет и очень хорошо знающий, как нужно воспитывать молодежь. Правда, преподавателю нужно сделать существенный акцент на том, что класс – это смешанный коллектив, в котором учатся вместе мальчики и девочки. В связи с этим нужно очень тонко учитывать психологию школьников, их интересы, возможности и способности.

Учитель ОБЖ в отличие от других своих коллег-предметников не может ограничиться только стенами класса, он должен выводить своих учеников в походы, в экспедиции, организовывать для них спортивные, туристические и иные мероприятия. Опыт показывает, что в этом случае и военно-патриотическая работа, и изучение основ безопасности жизнедеятельности дают очень неплохие результаты.

Лучшие столичные учителя ОБЖ, особенно те, кто лидировал и лидирует нынче в конкурсе «Учитель года Москвы», на открытых уроках, проведенных на сцене Малого зала, наглядно продемонстрировали, как сочетание теории и практики помогает им вести такой непростой предмет, требующий не только знаний, но и определенного подвижничества.

Завершая День учителя ОБЖ, директор Центра военно-патриотического и гражданского воспитания Р. Акчурин ответил на вопросы педагогов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте