Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Творцы успехов

Разговор о важном

Иван Гузенко, учитель географии
УГ - Москва, №12 от 23 марта 2021. Читать номер
Автор:

– Иван Сергеевич, вы сразу выбрали для себя преподавательскую стезю или были поиски?

– Я окончил географический факультет МГУ имени Ломоносова. По профессии начал работать не сразу. В начале 2000‑х пробовал себя в бизнесе, потом работал в крупных коммерческих компаниях. Только спустя 15 лет после окончания университета я вернулся обратно в профессию, решив, что преподавание и обучение – это гораздо серьезнее и интереснее.

– Навыки, приобретенные в бизнесе, помогли в школе?

– Конечно. Я думаю, что любой человеческий опыт нам просто необходим, мы должны уметь применять его в жизни. Я был занят в сфере продаж, затем перешел в область системы образования. Тот опыт, который я получил в продажах, в бизнес-тренингах, использую и сейчас в работе.

Умение держаться перед аудиторией, правильно общаться с ней – эти навыки были мной освоены еще в Студенческом театре МГУ, где я играл. Полезными оказались опыт запоминания больших объемов текста, умение каждый раз проживать свой спектакль по-настоящему, заново (даже если играешь его уже несколько раз подряд). То же самое можно сказать и про уроки. Нужно научиться проживать их заново, даже если у тебя три класса подряд и у них один и тот же параграф. И уроки никогда не получаются одинаковыми.

– Чему учит школьный курс географии и какие навыки он прививает учащимся?

– География – очень разносторонняя дисциплина. В 5‑6‑х классах мы больше говорим о карте и даже учимся ее создавать. Этим навыком, конечно, вряд ли кто-то будет пользоваться в наш век цифровых технологий. Сейчас есть даже цифровые глобусы с большими возможностями для изучения Земли. Дальше уже происходят систематизация знаний, обобщение.

В XXI веке, как никогда за все время существования человечества, мы ощутили, что планета у нас одна, что ее надо беречь. Хозяйственная деятельность – это вершина всего курса географии. Не зря мы в старших классах изучаем сначала социально-экономическую географию России, а потом социально-экономическую географию мира.

Мы должны перейти от природных условий, ресурсов к их использованию и к тому, как этот характер использования менялся в течение нескольких столетий, какова динамика, откуда и куда мы идем, а главное – как мы должны это делать в будущем, чтобы не навредить нашей планете. Сформировать бережное отношение к ресурсам, к нашей планете – это, на мой взгляд, главная задача науки «география» в школе.

– Где и как выпускник школы сможет использовать полученные знания по предмету «География»?

– Наша страна является одним из крупнейших экспортеров нефти и газа, поэтому в этих сферах можно всегда найти себе работу. География как предмет требуется при поступлении в профильные вузы, связанные с нефтедобычей и использованием природных ресурсов.

Во всех сферах деятельности, связанных с хозяйственным освоением, экономикой, будут полезны знания по географии. На мой взгляд, экономисты – это люди, понимающие закономерности, по которым устраивается человеческое общество. А общество устраивает свое хозяйство, повышает его эффективность с учетом и ресурсной базы, и климатических условий, что позволяет сделать хозяйство страны более продуктивным.

– С какими сложностями сталкиваются ребята при изучении географии?

– Сложность носит скорее общий характер. Связано это с необходимостью научиться принуждать себя к труду, причем это касается любого предмета, не только географии. Самый главный навык, который дети должны получить, пройдя школу, – научиться себя принуждать. Вуз научит их самостоятельно образовываться. Но если ребенок не может себя заставить, то вуз ему уже не поможет. Именно школа должна привить любовь к труду и создать условия, в которых ученик сможет достичь результатов.

Предмет «География» тоже старается развивать эту способность через работу с контурными картами, и, наверное, здесь ученики встречают самое сильное внутреннее сопротивление. Пространственное представление взаимного расположения объектов на карте в масштабах всей планеты – одна из главных задач географии как учебного предмета. Есть понятие «ментальные карты» – это наша внутренняя пространственная модель представления о мире. География – это междисциплинарная наука. Она в себе совмещает и историю, и литературу, и математику, и физику, и химию.

География показывает, для чего все это нужно человеку на практике в его хозяйственной деятельности. Это важно, так как человек может мыслить и создавать какие-то идеи только тогда, когда он оперирует данными знаниями в своей голове, компьютерные технологии здесь не заменят человека. Поэтому я всегда говорю ученикам, что открытая энциклопедия не может мыслить, она может лишь предоставить вам информацию.

– Расскажите о ваших проектах в области внеурочной деятельности.

– Я реализую несколько проектов. Часть из них связаны с географией. Например, умение видеть на карте изогипсы. Изогипса – это линия равных высот, которая позволяет на карте увидеть изменения формы рельефа. Для того чтобы дети лучше понимали, как работать с картой, мы делаем макеты гор.

Еще есть проекты, которые носят просветительский характер. Они больше связаны с экономической географией, историей. Например, проект «Живая история», где я стараюсь сократить дистанцию между судьбоносными событиями нашей Родины и подрастающим поколением. Здесь моя задача – сделать интересной подачу материала, связать его с экономикой, историей. В этом мне помогает моя коллекция предметов материальной культуры различных эпох.

Когда история со страниц учебника переходит к нам в руки и мы можем прикоснуться к настоящим предметам прошлого, то рождается неподдельный интерес к судьбе своей страны. Важно, чтобы дети смотрели вам в глаза, видели этот огонек и могли также загореться этой памятью, вашим отношением. В деле воспитания данный опыт, полагаю, незаменим.

– Какой совет или наставление вы можете дать современным школьникам?

– Учитесь! Чем больше вы в этот период жизни впитаете в себя информации, тем больше возможностей у вас откроется в дальнейшем. Учитесь познавать информацию системно – урок за уроком, неделя за неделей, год за годом. Именно в систематизации знаний заключается настоящая сила школы.

Выбор профессии – это всегда сложно, какие-то профессии еще не появились, какие-то – исчезают, но вас это не должно смущать, так как хорошее образование подобно крепкому фундаменту, на котором вы потом построите такой дом, какой захотите, сможете освоить любимое дело.

Медиацентр школы №1741


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt