search
Топ 10

Разговор о важном

Развитие личности невозможно без эффективной команды образовательной организации

На площадке III Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования» ведущие специалисты-практики из 78 регионов России обсудили роль сообществ в развитии образовательной среды.

Программы по развитию личностного потенциала – научить детей быть счастливыми и успешными

В конце октября состоялась третья онлайн-конференция Программы благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала. Конференция была адресована участникам Программы по развитию личностного потенциала, партнерам БФ «Вклад в будущее», а также всем, кто интересуется тематикой развития личностного потенциала в образовании, уже работает или только начинает внедрение персонализированной модели образования. Конференция собрала огромную аудиторию: для участия в онлайн-конференции зарегистрировались более 6300 педагогов, методистов, ученых, руководителей образовательных организаций, студентов и аспирантов педагогических вузов из 78 регионов России.

Главная цель Программы по развитию личностного потенциала – научить детей быть счастливыми и успешными в условиях современного мира стремительных перемен, уметь быстро адаптироваться к ним, сохранять самообладание, самостоятельно принимать решения и делать свой осознанный выбор. Для достижения таких результатов в формировании личности необходимы комплексная подготовка преподавателей и формирование в педагогических коллективах открытой и доверительной культуры взаимоотношений. «Достичь этого можно только совместными усилиями педагогов, родителей и самих учащихся» – эта мысль звучала в большинстве выступлений.

В настоящий момент Программа по развитию личностного потенциала (РЛП) выходит на новый виток: завершаются обучающие программы для управленческих и педагогических команд, наставников и преподавателей. Тем, кто прошел обучение, предстоит применить полученные методики на практике: в новом учебном году уже 120 тысяч детей в 20 регионах России приступили к занятиям по методикам развития личностного потенциала. Создание плодотворной личностно развивающей образовательной среды требует эффективной командной работы и объединения усилий управленческого корпуса, педагогов, родителей и самих детей. Поэтому ключевой темой конференции выбрана проблематика формирования и развития профессиональных педагогических, детско-взрослых и родительских сообществ вокруг цели по развитию личностного потенциала.

Исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Петр Положевец считает, «что школа не может способствовать эффективному обучению ребенка, если учителя работают изолированно друг от друга, и поэтому необходимо создавать структуры и культуру, способствующие эффективному педагогическому сотрудничеству».

«Главное не в том, что мы формируем профессиональные педагогические сообщества, организуем работу по сбору и анализу данных, – сказал П.Положевец. – Гораздо важнее, чтобы учителя были готовы принять доказательства своего влияния на учеников, обсуждали это влияние друг с другом, опираясь на полученные доказательства. Главное, чтобы педагоги формировали свое профессиональное суждение о том, как они должны и могут влиять на процесс обучения каждого школьника в своем классе».

Елена Казакова, директор Института педагогики СПбГУ и член Экспертного совета Программы по РЛП, считает одним из самых ценных проектов в системе педагогического образования подготовку образовательной команды под ключ. В настоящий момент несколько вузов в нашей стране успешно проводят эту работу и помогают новым школам и уже устоявшимся образовательным учреждениям решить проблему кадрового обновления.

«Вузы готовят команду, которая войдет в эту школу, – особо отметила Е.Казакова. – Команду со своим видением психологических основ развития человека, команду, владеющую передовыми образовательными технологиями, команду, понимающую, что такое предмет и методика его преподавания. Но самое главное – команду, которая умеет работать вместе».

Пока что подобные проекты являются, по сути, инициативой того или иного вуза и не делают погоды в образовательном процессе. Задача Программы БФ «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала сделать эту работу системной, чтобы необходимые методики и технологии были доступны любым образовательным организациям.

В рамках конференции состоялась питч-сессия Топ-8+ лучших управленческих проектов формирования личностно развивающей образовательной среды. Руководители семи школ и одного детского сада в жанре короткого яркого выступления представили планы развития своих образовательных организаций. Чтобы определить 8 лучших, эксперты отсмотрели и оценили 78 проектов из 8 регионов – финалистов второго конкурсного отбора регионов. Это не первый подобный опыт, в 2020 году, на первой конференции, были представлены Топ-12 – лучшие проекты создания ЛРОС из первых 12 регионов – участников программы.

Наибольший интерес участников также вызвали мероприятия, на которых обсуждались вопросы эффективности методик Программы по развитию личностного потенциала для работы с детьми с ОВЗ, использование методик РЛП для целей воспитательной работы и их встраивание в рабочие программы воспитания школ; презентация кейсов изменения школьных пространств для создания личностно развивающей образовательной среды; вопросы формирования и поддержки детских сообществ и школьного самоуправления; кинопедагогика и то, как совместный просмотр мультфильмов может помочь создать сообщество единомышленников из взрослых и детей.

Третья научно-практическая конференция Программы по развитию личностного потенциала стала самой представительной – в ее работе приняли участие 45 спикеров, это значительно больше, чем в предыдущие разы. К тому же 30 из них – это представители образовательных организаций, которые не первый год работают по методикам РЛП и могут говорить о первых результатах исходя из собственного опыта. Именно поэтому каждая сессия становилась местом активной дискуссии.

Для участников также выступили руководитель лаборатории развития личностного потенциала в образовании МГПУ Андрей Иоффе, доцент кафедры образовательных систем и педагогических технологий МГИМО Марина Пинская, ученый секретарь МГПУ Роман Комаров и целый ряд других опытных практикующих специалистов.

Наиболее значимые секции, поднятые темы на которых вызвали большой интерес, в ближайшее время будут отражены в специальных репортажах «Учительской газеты».

Валерий НОВИКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту