Тема коллективных трудовых договоров стала особенно интересовать педагогов в связи с введением в школах области новой системы оплаты труда. Сколько платить, кому и за что? Иногда вопросы распределения дополнительных денежных средств вызывают такие споры, что для их разрешения в школах создаются специальные конфликтные комиссии. Я считаю, лучшая профилактика конфликтов – это своевременный доверительный разговор с коллективом, доведение до людей всей информации об изменениях в законодательстве и новых нормативных документах. Администрациям школ нельзя кулуарно решать вопрос о денежных надбавках.
Введение НСОТ и изменения в Трудовом кодексе, несомненно, требуют составления новых коллективных договоров в школах или внесения изменений в старые. Администрация нашей школы сейчас готовит проект нового договора, хотя срок действия прежнего заканчивается лишь в 2009 году. Проект требует детальной разработки. При его составлении возникает много нюансов, например, на новую систему оплаты труда у нас перешли только педагогические и административные работники, а технический персонал и работники дошкольного отделения остались на единой тарифной сетке.
Однако и те пункты, которые утверждены в действующем договоре, по-прежнему решают многие проблемы в коллективе и предотвращают конфликтные ситуации. Например, в договоре отражены размеры и порядок выплаты премий, оплата педагогам курсов по повышению квалификации и прохождения медосмотров, выплата награждений к юбилейным датам, размеры материальной помощи по случаю рождения ребенка или похорон близких.
При составлении коллективного договора учителя школы сами активно вносили свои предложения. Например, по их инициативе включен пункт об оплате проезда четверым педагогам, которые ежедневно добираются на работу из деревни, находящейся на расстоянии 12 километров от школы. Благодаря другому предложению учителей в коллективном договоре увеличена сумма премий к юбилеям.
Как работодатель, я рад, что в школе есть коллективный договор, поскольку он предотвращает лишние споры и в нем охвачены почти все вопросы жизни коллектива. Новым людям, которые приходят на работу в школу, не надо долго разъяснять нюансы их будущей деятельности – они выясняют их сами, знакомясь с договором.
Задача директоров школ в том, чтобы этот документ был правильно составлен. Директора – не юристы, нам сложно разобраться в тонкостях оформления таких бумаг, и тем не менее мы находимся в таком положении, что разбираться должны. При администрации нашего района есть юридический отдел, помогающий нам в подобных вопросах. Но функция юристов заключается в том, что они редактируют готовый текст, выполняя роль проверяющей инстанции: например, указывают на неправильность формулировок или на несоответствие с законом. Между тем на составление проекта последнего коллективного договора я потратил почти месяц…
Василий МЕФЕД, директор Пореченской школы имени К.С.Заслонова, Великолукский район, Псковская область
Комментарии