search
main
0

Раздача «слонов». Кинокритики наградили лучшие фильмы 2010 года

Самым ярким высказыванием уходящего года, по мнению отечественных кинокритиков и киножурналистов, стала картина «Кочегар» Алексея Балабанова. Ей и достался «Белый слон» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура» – приз, который вот уже в тринадцатый раз в канун Нового года российские кинокритики вручают своим фаворитам.

Критик – зритель особый. Он по долгу службы ходит в кино не развлекаться, а работать. Он не оценивает фильмы с точки зрения «нравится – не нравится». Его интересуют нестандартность замысла, новизна формы, идеальное соотношение содержания и изобразительного ряда, драматургические решения и прочие специфические нюансы, над которыми обычный зритель задумываться вовсе не обязан. Потому частенько и получается, что картины, собирающие в кинотеатрах солидную кассу, критиками размалываются в порошок, другие же, что идут «вторым экраном» и не окупают даже бутербродов, съеденных группой на съемочной площадке, напротив, удостаиваются наивысших похвал. Если же мнения публики и критиков совпадают, что случается, увы, редко, значит, перед нами уже не просто фильм, а знак, явление, символизирующее целую эпоху. Кинематографисты критиков недолюбливают, но оценками их, безусловно, дорожат. Потому получить собственного «Белого слона», по признанию самих режиссеров, сценаристов, актеров и продюсеров, не просто приятно, а очень-очень приятно.В этом году в шорт-лист кинокритической премии попали тринадцать полнометражных игровых картин. Не считая трех иностранных, одного документального и одного анимационного фильма. И это притом что всего в уходящем году свет увидели около сотни лент. Соотношение цифр говорит само за себя и в комментариях, видимо, не нуждается. Некоторые фильмы, например «Край» Алексея Учителя, «Утомленные солнцем-2» Никиты Михалкова и «Детьям до 16…» Андрея Кавуна, отмечались в «коротком списке» «Слона» всего раз, исключительно благодаря ярким актерским работам Юлии Пересильд, Евгения Миронова и Анны Старшенбаум. Трижды упоминалась «Брестская крепость» Александра Кота – в претендентах на победу значились актеры Евгений Цыганов, Павел Деревянко и художник Алим Матвейчук.Абсолютными лидерами по числу номинаций и полученных в итоге призов оказались «Овсянки» Алексея Федорченко, претендовавшие аж на семь «слонов» из одиннадцати возможных, а также «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского и «Кочегар» Алексея Балабанова, имевшие шанс забрать каждый по шесть призов. И в этом даже не было никакой интриги, потому что картины эти признаны событием не только российского, но и мирового кинематографа – «Овсянки» награждены на Венецианском кинофестивале за лучшую операторскую работу и как лучший фильм, по мнению международной кинопрессы, а «Как я провел этим летом» привез двух «серебряных медведей» из Берлина – также за лучшую работу оператора и мужские роли. За «Кочегаром» таких вселенских успехов не числится, но после того как в июне на нашем главном национальном кинофестивале «Кинотавр» он был напрочь проигнорирован Большим жюри, критики решили восстановить справедливость и поощрить своего любимца Балабанова самостоятельно.Но фильмы эти стоит смотреть вовсе не потому, что им аплодировали на Западе или, напротив, демонстративно проигнорировали на Родине. Просто каждый из этой импровизированной «большой тройки» максимально точно и правдиво рисует наши собственные портреты, сильные стороны и тайные пороки, образы того времени, в котором нам выпало жить. Абсолютно разные по теме, стилю и языку, они тем ни менее демонстрируют некую общую систему ценностей, как вечных и истинных, так и более чем спорных, которую выбрали для себя в массе своей наши современники, а значит, и мы с вами. Естественно, на экране это смотрится более выпукло и утрированно, все три истории – безусловные притчи, в которых вопросов больше, чем ответов. Они никого не порицают, никому не грозят пальцем, а лишь дают зрителю пищу для ума и воображения. А там уж пусть каждый сам разбирается и делает выводы.«Как я провел этим летом» – история двух полярников-метеорологов, отрезанных от Большой земли и решающих непростую задачу – чья боль больнее. И пока каждый думает только о себе, ситуация остается безвыходной. И только обратив внимание на того, кто рядом, пожалев и простив, они находят выход. «Кочегар», главный герой которого тайно сжигает в топке тела убитых, считает, что дело его правое, потому что все эти жертвы в прошлом страшные злодеи и непроходимые грешники, а потому наказаны за дело. И лишь когда ему привозят для сожжения труп собственной дочери, понимает, что не все в этой жизни так однозначно и справедливо. «Овсянки» – блистательная мистификация Алексея Федорченко, вернувшего из небытия древний народ меря, последний раз упомянутый в «Повести временных лет», потом его следы теряются – они о любви и о поисках ее границ. О том, как один человек прорастает в другом, прорастает настолько крепко, что разорвать эту связь не под силу и смерти.«Белый слон» только открывает череду кинопремий, призванных подвести итоги ушедшего кинематографического года. Впереди «Золотой орел» и «Ника», которые обозначат своих героев, достойных войти в историю отечественного кинематографа. Так, уже сейчас известно, что на «Золотого орла» в номинации «Лучший фильм» помимо все тех же «Овсянок» и «Как я провел этим летом» претендуют еще и «Брестская крепость» Александра Кота, «Край» Алексея Учителя и «Кандагар» Андрея Кавуна. Последний, кстати, «Белым слоном» был вовсе не замечен. Хотя наверняка найдутся те, для кого именно эта история и стала самым ярким высказыванием года 2010-го.Победители национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон»Лучший фильм – «Кочегар».Лучшая режиссерская работа – Алексей Балабанов («Кочегар»).Лучший сценарий – Денис Осокин («Овсянки»).Лучшая работа оператора – Павел Костомаров («Как я провел этим летом»).Лучшая работа художника – Анастасия Каримулина («Кочегар»).Лучшая музыка к фильму – Валерий Дидюля («Кочегар»).Лучшая главная женская роль – Ольга Демидова («Обратное движение»).Лучшая главная мужская роль – Григорий Добрыгин, Сергей Пускепалис («Как я провел этим летом»).Лучшая женская роль второго плана – Рената Литвинова («Мелодия для шарманки»), Юлия Пересильд («Край»).Лучшая мужская роль второго плана – Евгений Миронов («Утомленные солнцем-2: Предстояние»).Лучший фильм-дебют – «Счастье мое», режиссер Сергей Лозница.Лучший зарубежный фильм российского проката – «Белая лента», режиссер Михаэль Ханеке, Германия – Франция – Италия – Австрия.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте