Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Равные возможности. Забота о детях с проблемами в здоровье

Учительская газета, №48 от 30 ноября 2010. Читать номер
Автор:

​В Ямало-Ненецком автономном округе особое внимание уделяется детям с проблемами в здоровье. Во всех муниципальных системах разработаны комплексные программы «Дети особой заботы». В самом крупном промышленном городе Ямала успешно реализуется программа «Я – ноябрянин».

На территории муниципального образования Ноябрьска в сети муниципальных образовательных учреждений нет специализированных дошкольных и общеобразовательных учреждений для детей-инвалидов. Вместе с тем муниципальные образовательные учреждения различных видов посещают дети-инвалиды – детсады «Аленький цветочек», «Снегурочка», «Ручеек», «Лукоморье», «Ласточка», «Надежда», «Синеглазка», а также средние школы.В дошкольных учреждениях организована работа по коррекции нарушений развития у детей в специальных коррекционных группах: для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, для детей с задержкой психического развития, для детей с нарушением интеллекта.В условиях логопунктов при ДОУ оказывается помощь 669 детям с речевыми нарушениями (ФФН, НПОЗ).Специальные коррекционные учреждения посещают:    с нарушениями зрения – в 7 группах 105 детей дошкольного возраста, в 5 классах 65 учащихся;    с нарушением интеллекта – в 17 классах 130 учащихся.В общеобразовательных школах в 41 классе обучаются 400 учащихся с задержкой психического развития и с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия).В школах 926 учащихся, имеющих нарушения устной и письменной речи, занимаются в логопунктах.В учреждениях созданы материально-технические условия, позволяющие проводить оздоровительные мероприятия: в образовательных учреждениях 23 физиокабинета, 13 бассейнов, 28 спортивных залов, 3 зала ЛФК, 5 кабинетов массажа, 40 медицинских кабинетов, 11 стоматологических кабинетов, 39 кабинетов психологов, 35 логопедических кабинетов. Проведена реконструкция помещений этого образовательного учреждения для создания специальных подъездов для детей-инвалидов, использующих кресла-коляски.В штатные расписания ряда учреждений введены ставки педиатра, невролога, ортопеда, детского психиатра. Врачи консультируют родителей, назначают необходимое лечение, ведут контроль за динамикой состояния здоровья детей.Врачебные ставки в образовательных учреждениях укомплектованы врачами из штата дошкольно-школьного отдела детской поликлиники.Дети, имеющие отклонения в развитии, в том числе и дети-инвалиды, обеспечены психолого-медико-педагогическим сопровождением. В образовательных учреждениях организуются службы сопровождения детей (психолог, логопед, дефектолог, медработник), в системе организована работа психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПК), координирующих и контролирующих работу специалистов. В течение ряда лет функционируют 46 консилиумов, в работу которых вовлечены более 230 педагогов различного профиля (воспитатели, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, тифлопедагоги, сурдопедагоги).Обеспечивая соблюдение конституционных прав на образование детей-инвалидов, ПМПК определяется образовательный маршрут каждого ребенка с учетом интеллектуальных и физических возможностей. По согласованию с Бюро МСЭ ПМПК выдаются направления детям-инвалидам в дошкольные учреждения.Инвалиды, обучающиеся в специальных коррекционных учреждениях, классах, обеспечиваются специальными техническими средствами обучения:    в детсаду «Снегурочка» приобретен лингафонный радиокабинет;    в начальной школе – детском саду «Ручеек» оборудован кабинет для проведения плеоптоортоптического лечения, используется оборудование: синоптофор, мускулотренер, амблиотренер, макулостимулятор, бивизиотренер, аппараты для тренировки аккомодации «Ручеек», ДАК-Ритм, монобиноскоп, лазеры, диплоптики, кабинет БОС офтальмологический;    в детсадах «Аленький цветочек» и «Ручеек», средней школе №2 используются новые технологии биологической обратной связи – кабинеты БОС (ортопедический, офтальмологический, логотерапевтический), специальные аппараты для детей с ДЦП.Для инвалидов, обучающихся в образовательных учреждениях общего типа, создаются специальные условия:    индивидуальное обучение на дому по заключению КЭК и ПМПК;    увеличение количества часов для обучения на дому;    размещение учащихся за партами в классах в соответствии с рекомендациями врачей;    контроль за режимом учебной нагрузки;    полноценное освещение в кабинетах;    витаминизация питания;    бесплатное двухразовое питание;    ЛФК;    ежедневное и регулярное проведение физкультминуток.На дому обучаются дети-инвалиды по тем же программам, по которым проходят обучение и учащиеся в МОУ, расписание уроков для них составлено с учетом здоровья и пожелания родителей. Итоговую аттестацию проходят согласно Положению об итоговой аттестации и рекомендаций КЭК. В специальных коррекционных образовательных школах обучают инвалидов – имбецилов по программе, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. С 2004-2005 учебного года сформирован класс социальной адаптации для детей с глубокой умственной отсталостью для учащихся-имбецилов, не способных продолжить обучение по специальной (коррекционной) программе VIII вида. Школа получила грант губернатора ЯНАО за разработку данной программы.Организована профессиональная подготовка выпускников специальных коррекционных образовательных учреждениях II, VIII видов. К сожалению, остается нерешенным вопрос трудоустройства выпускников СКОУ, который обсуждался на совещании у заместителя главы администрации г. Ноябрьска по социальным вопросам в 2003 году. Из 24 выпускников продолжили обучение в НПУ 13 (специальности «мастер общественных работ», «автослесарь»), в МУК трое («плиточник-облицовщик»), один на курсах в ЦДТ, один работает, один в отпуске по уходу за ребенком, остальные на пенсии. Из выпускников учащихся с нарушением слуха один продолжает обучение в Новосибирском социальном институте, один работает плотником.Управлением образования разработаны нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), Психолого-медико-педагогического консилиума МОУ (ПМПК МОУ), классов коррекционно-развивающего обучения МОУ, психологической службы МОУ, групп кратковременного пребывания детей. Два раза в год (январь, сентябрь) проводится анализ выполнения прогноза развития сети и контингента МОУ, уточнение нормативов бюджетных затрат, обеспечивается выполнение Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Финансирование содержания детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях осуществляется из средств муниципального бюджета.Главная цель методической работы – совершенствование качества обучения и воспитания учащихся и воспитанников. Повышение квалификации специалистов и педагогов системы коррекционно-развивающего обучения решается через работу методических объединений, курсы повышения квалификации. Активно практикуется организация совместных заседаний методических объединений учителей-логопедов, дефектологов школ и дошкольных учреждений с целью реализации принципа непрерывности и преемственности. Используются разнообразные формы проведения: деловая игра, семинар-практикум, «круглый стол» и пр. Для повышения качества работы молодых специалистов организована работа с молодыми специалистами через семинары-практикумы. Разработана и реализуется программа проведения тренингов со специалистами психологической службы.Все активнее включаются дети-инвалиды в досуговую деятельность через учреждения дополнительного образования – ЦДТ. Традиционно проведение городского фестиваля детского творчества «Дорогой добра», на котором дети представляют концертные номера, работы декоративно-прикладного искусства. Создан клуб для детей-инвалидов (посещают 15 детей-инвалидов), их родителей и здоровых детей, в котором ежемесячно проводятся дни именинников, ко дню инвалидов – конкурсно-развлекательная программа «Жизнь прожить – не поле пройти», «Рождественские колядки» и др. В рамках реализации программы «Я – ноябрянин» в школах города ежегодно проводится двухмесячник – марафон «Мы выбираем», в котором активное участие принимают дети-инвалиды, посещающие образовательные учреждения. Таким образом, образовательные учреждения способствуют успешной социализации детей-инвалидов.Татьяна Бурыгина, главный специалист Департамента образования, Ноябрьск


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту