search
main
0

Равные возможности по разным потребностям

Инвалидность и ОВЗ студентам не приговор

25 апреля в Совете Федерации прошел круглый стол на тему «Актуальные вопросы и перспективы профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья». Модератором выступила член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Елена Писарева. Сенатор отметила, что главной задачей управленцев высшего уровня и чиновников на местах является трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

Тема инклюзии, как подчеркнула Писарева, чрезвычайно широка. Она требует межведомственного взаимодействия сфер образования, здравоохранения, социальной защиты.

Сенатор напомнила, что социальная и профессиональная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью внесена Правительством РФ в перечень приоритетных задач государства. В декабре 2021 года был утвержден Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц.

«Совет Федерации, наш комитет держат эти вопросы в центре постоянного внимания, включая создание необходимых условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, получение допобразования», – отметила сенатор.

Заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев рассказал о деятельности ведомства в этой сфере, коснулся вопросов профориентационной работы в рамках проекта «Билет в будущее», профессионального обучения в рамках инициативы под названием «Профессионалитет», необходимой методической поддержки. Министерство просвещения РФ в 2021 году создало Федеральный методический центр по инклюзивному образованию. По данным мониторинга, проведенного этим центром, 79% колледжей имеют надлежащие условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, 18% работают по адаптированным программам. Бугаев отдельно выделил роль Ресурсного методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (РУМЦ). Основной целью РУМЦ является накопление, распространение и разработка инновационных технологий по научно-методическому и техническому обеспечению развития инклюзивной формы образования в России в части организации трудового и профессионального ориентирования инвалидов с различными нозологиями. Результаты работы таких центров – хороший теоретический базис для практической деятельности в рамках системы СПО и высшего образования.

Виталий Гришкин, врио директора Департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России, дополнительно рассказал о работе портала «Инклюзивное образование РФ». Среднемесячная посещаемость портала составляет 31287 единиц, с 31966 студентов вузов с инвалидностью работают более 500 преподавателей и порядка 6150 волонтеров.

На текущий год запланированы обучение и переподготовка еще 3000 преподавателей и сотрудников. По мнению Гришкина, тем не менее самый большой вклад в трудоустройство выпускников должны вносить именно сами образовательные организации, а не НКО или профильные министерства.

Руководитель Федерального методического центра по инклюзивному образованию Дина Макеева определила стратегическую триаду, необходимую для обеспечения комфортной полноценной жизни студентов с инвалидностью. В нее вошли: создание универсального образовательного дизайна на базе 100% вузов и колледжей страны, постоянный мониторинг системы СПО, разработка унифицированного атласа доступных профессий.

Директор РУМЦ Московского психолого-педагогического университета Гузель Саитгалиева выразила уверенность в том, что 20‑летний опыт работы вуза с особыми студентами позволяет университету выступать площадкой для обмена опытом и знаниями в отрасли для аналогичных площадок России и ближнего зарубежья. Саитгалиева отметила, что в настоящее время в МГППУ обучаются 192 студента с ОВЗ, чаще всего они страдают нарушениями зрения и слуха, а также расстройствами аути­стического спектра. Однако университет не ведет работу с лицами с нарушениями интеллекта. Эту область еще предстоит исследовать и освоить, добавила Гузель Газимовна с осторожным оптимизмом.

Важно отметить, что активная работа по адаптации студентов с ОВЗ и инвалидностью ведется не только в столице, но и в регионах. Так, Светлана Семенова, министр труда и социальной защиты населения Новгородской области, поделилась кейсом детского дома-интерната имени К.Д.Ушинского. Благодаря усилиям педагогов этого учебного заведения процент трудоустройства выпускников с особыми образовательными потребностями составляет 71%! Также Семенова обратила внимание аудитории на проект «Доброшкола». Его целью является создание современных условий для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями путем обновления инфраструктуры образовательной организации. Инициатива реализуется в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Создание образовательной среды, не только сохраняющей, но и укрепляющей здоровье обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, подстраиваясь под особенности здоровья, развития и возможности каждого обучающегося, является одним из главных условий функционирования каждой образовательной организации.

Проректор по учебно-воспитательной работе Московского государственного гуманитарно-экономического университета (МГГЭУ) Елена Сахарчук акцентировала внимание на уникальности вуза: в нем 6 классических факультетов и особый факультет – общественного здоровья и здравоохранения, суть исследований которого – медицинские, социальные и правовые аспекты инвалидизации. На базе университета создана доступная и безбарьерная среда обучения, для вуза характерен социальный фокус образовательный деятельности, здесь происходит активное формирование смешанных студенческих сообществ, внутри которых ребята взаимно обучают друг друга. Вуз сотрудничает с Союзом пенсионеров России, по итогам взаимодействия планируются создание консорциумов в области организации отдыха людей с инвалидностью, предпрофильной подготовки лиц с ОВЗ и проведение конкурса профессионального мастерства среди смешанных команд.

Директор федерального казенного профессионального учреждения «Новочеркасский технологический техникум-интернат» Минтруда России Елена Гарбузова поделилась с участниками круглого стола информацией о конкурсе профессионального мастерства обучающихся профессиональных образовательных организаций «ИНФОпрофи». В состязании приняли участие также студенты с инвалидностью и ОВЗ. Работа на конкурсе велась по двум направлениям: «Разработка информационных систем» (для укрупненной группы специальностей «09.00.00») и «Использование информационных технологий в практической деятельности» (для непрофильных специальностей). По мнению Гарбузовой, достойно защищая свои проекты в области информационных технологий, студенты в полной мере продемонстрировали свои мастерство, творчество и ораторское искусство.

Людмила Осьмук, доктор социологических наук, профессор кафедры социальной работы и социальной антропологии, директор Центра конфликтологии и социологических исследований Новосибирского государственного технического университета, вывела формулу эффективного внедрения нововведений в области обучения студентов с ОВЗ и инвалидностью: федеральная политика – региональная стратегия – институтская модель. 107 студентов НГТУ, по словам профессора Осьмук, успешно участвуют в международном движении «Абилимпикс», также сотрудниками вуза создана модель сопровождения параллельно с профориентацией в школах специально для детей с особенностями развития. Несмотря на большое количество успешно трудоустроенных выпускников – 76% от общего числа студентов, эксперт заявила, что мотивировать на труд каждый человек может себя только сам и ни один вуз, даже самый лучший, не способен кардинально изменить решение человека, не желающего работать.

Кульминацией дискуссии стало предложение директора департамента по работе с малым, средним и корпоративным бизнесом Microsoft в России Юлии Майоровой, прозвучавшее в финале. Эксперт озвучила любопытную идею: допустить педагогов с инвалидностью и ОВЗ к участию в конкурсе «Учитель года». Майорова предложила минимальную квоту – по одному конкурсанту от каждого региона. Тема вызвала резонанс среди участников дискуссии. Были высказаны опасения, что квотирование может привести к «изнанке толерантности» – судейству в пользу лиц с инвалидностью и ОВЗ наряду с ущемлением интересов и прав остальных конкурсантов.

В обсуждении также приняли участие члены Комитета СФ по науке, образованию и культуре Римма Галушина, Людмила Скаковская, Петр Тултаев, член Комитета СФ по социальной политике Анастасия Жукова, представители Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства труда и социальной политики РФ, органов государственной власти субъектов РФ, руководители образовательных организаций в области инклюзивного образования, участники общественных организаций.

По итогам круглого стола за основу был принят проект решения, нацеленный на совершенствование вопросов профессионального образования и обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Алена ЮРЧЕНКО, Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте