Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Равные возможности – основа социальных отношений

УГ - Москва, №36 от 7 сентября 2010. Читать номер
Автор:

​Городская научно-практическая конференция на эту тему состоялась в префектуре САО под председательством заместителя префекта Виктора Кичатова. Выступление Натальи Григоренко, доцента кафедры логопедии факультета специальной педагогики Московского городского педагогического университета, руководителя службы ранней помощи детского сада компенсирующего вида №1388, было посвящено ранней психолого-педагогической помощи как основе социальной поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Младенческий и ранний возраст рассматривается специалистами как сензитивный период в развитии речевой, познавательной и двигательной сфер ребенка. Возникающие в это время различные отклонения в развитии, проявляющиеся даже в минимальной степени, в дальнейшем могут привести к выраженным расстройствам двигательной, психической и речевой функций в последующем возрасте. Предупреждение и выявление дизонтогенетических проявлений в первые годы жизни и своевременное оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям способствует снижению численности дошкольников и младших школьников с патологией развития.При выявлении у ребенка первых лет жизни отклонений в развитии или риска их возникновения очень важна адекватность поведения родителей по отношению к своему ребенку, так как успех коррекционно-педагогического воздействия во многом зависит от психологического климата в семье, родительской установки, реакции родителей на проблемы ребенка и динамику его развития.Семья ребенка с ОВЗ имеет свои особенности и нуждается в поддержке и помощи извне, которая должна быть направлена не только на преодоление проблем ребенка, но и на решение психологических проблем родителей и повышение уровня их психолого-педагогической компетенции в общении со своими детьми.Для социализации детей (и прежде всего детей с ОВЗ) важно взаимодействие семьи и дошкольного учреждения. В специализированных ДОУ создаются необходимые условия для оказания психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии и поддержки их семьям. До недавнего времени с детьми первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья целенаправленная корекционно-педагогическая работа в системе ДОУ не осуществлялась.На современном этапе в системе специального образования возникла проблема, которая заключается в том, что при достаточно активной разработке проблем оказания ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям внедрение постоянно расширяющейся научно-методической базы в практику дошкольных образовательных учреждений было затруднено в связи с отсутствием необходимой системы организации.Решению данной проблемы способствовал выход приказа Департамента образования от 5 декабря 2006 года и прилагающегося к нему Примерного положения, в соответствии с которыми в систему дошкольного образования Москвы были введены такие новые формы работы с детьми раннего возраста на базе ДОУ, как центры игровой поддержки (ЦИПР), консультативные пункты (КП), лекотеки и службы ранней помощи (СРП).Работа с семьей в рамках новых форм деятельности ДОУ имеет свою специфику. Специалисты, работающие с ребенком первых лет жизни с ОВЗ, должны не только создать специальную коррекционно-развивающую среду для стимуляции социального, познавательного, речевого и двигательного развития ребенка с ОВЗ на базе ДОУ, но и способствовать созданию адекватных условий для его развития и обучения дома. В связи с этим консультирование родителей должно включать такие аспекты, как психолого-педагогическое консультирование, семейное консультирование, а также психопрофилактика, психотерапия и психокоррекция.Реализация такого комплексного подхода к осуществлению ранней психолого-педагогической помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в развитии, позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференциальной и адресной помощи ребенку первых лет жизни с ОВЗ.Под руководством профессора О.Приходько научные сотрудники лаборатории «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» НИИСО МГПУ совместно с сотрудниками детского сада компенсирующего вида №1388 разработали и удачно апробировали модель ранней комплексной дифференцированной помощи детям первых лет жизни с отклонениями в развитии и их семьям.Ориентируясь на эту модель, сотрудники службы ранней помощи работали над созданием специально организованной коррекционно-развивающей среды, в которой взаимодействие специалистов и родителей с ребенком осуществляется с применением специализированного оборудования, пособий, игрушек в специально организованных игровых зонах. Интегративная составляющая процесса ранней комплексной коррекционно-развивающей помощи объединяет такие взаимосвязанные компоненты, как диагностический, лечебно-восстановительный, коррекционно-педагогический, сопроводительный и консультативный.Реализуя такую модель ранней комплексной дифференцированной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям в практическом дошкольном образовательном учреждении, мы столкнулись с проблемами, которые, на мой взгляд, актуальны для любого дошкольного образовательного учреждения, внедряющего новые формы работы с детьми младенческого и раннего возраста с ОВЗ, и считаем, что при организации необходимо уделить внимание:- методической разработке программного обеспечения, то есть программам и методическим рекомендациям для различных форм работы с детьми первых лет с ОВЗ в условиях ДОУ;- подбору специалистов для таких форм работы и их профессиональной подготовке к работе с детьми младенческого и раннего возраста с ОВЗ;- подготовке практических рекомендаций по организации и осуществлению деятельности специалистов в рамах различных форм с учетом условий конкретного дошкольного учреждения;- активному информированию родителей, имеющих детей первых лет жизни с ОВЗ, о возможностях получения необходимой психолого-педагогической помощи посредством информационных интернет-сайтов дошкольных учреждений.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту