search
main
0

Равные возможности

Вера ЛОПАТИНА, начальник Центрального окружного управления образования:

– Инклюзивное образование в настоящее время стало одной из инновационных педагогических технологий, к которой приковано внимание не только системы образования, но и вузов, общественных организаций, СМИ, государственных структур различного уровня, родительской общественности. За эти годы стали достаточно очевидны мотивы, технологии, ресурсы и «зоны рисков» как сторонников инклюзивной парадигмы, так и сторонников интегративного подхода. Это, безусловно, позитивное движение навстречу интересам ребенка, и тезис «Дети должны учиться вместе» с различными оговорками принимается всеми заинтересованными сторонами. При этом наша позиция за 6 лет остается неизменной – жизненный и, в частности, образовательный пути ребенка определяют его родители и он сам, задача системы образования заключается в обеспечении условий воплощения стремлений и возможностей каждого. Мы неоднократно были свидетелями непредсказуемых возможностей детей, чей потенциал мог бы остаться таковым вне системы инклюзивного образования. Мы также наблюдаем детей, для которых инклюзия – избыточная мера. Решение всегда остается за родителем.

Благодаря долгосрочной стратегии развития инклюзивного образования в округе мы успешно решили проблемы, среди которых: проблема информированности населения о возможности получения образования детьми с ОВЗ, проблема «стихийной», или «естественной», интеграции и проблема расширения вариативности образовательных услуг.

Уже сейчас мы говорим о том, что образовательная сеть в Центральном округе – не только система инклюзивных и коррекционных образовательных учреждений, но и учреждения дополнительного образования, детские сады, службы ранней помощи, лекотеки, группы кратковременного пребывания, центры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Уровень информированности родителей о возможностях инклюзивного образования растет – если в 2006-2007 годы в окружном ПМПК по комплектованию инклюзивных школ было зафиксировано 121 обращение; в 2007-2008 годы – 104 обращения; в 2008-2009 годы – 178 обращений, то за сентябрь – декабрь 2009 года было зафиксировано 125 обращений. Устойчивый рост обращений на 15-20% за год фиксируется на фоне ограниченных возможностей ПМПК.

На фоне значительного роста запроса к системе инклюзивного образования мы можем говорить о тотальном снижении «стихийной» интеграции детей с ОВЗ – в настоящее время в детских садах ЦАО находится менее 1,5% (ноябрь 2009) детей-инвалидов, не охваченных системой коррекционной помощи.

Запрос населения определил реакцию органов законодательной и исполнительной власти. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» образовательные стандарты рассматриваются как общественный договор, в ходе разработки общих стандартов обсуждаются стандарты специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Новое понимание образовательных стандартов как общественного договора означает, что стандарт – ресурс, представляющий одновременно и собрание информационно-справочных материалов, и открытую площадку для обсуждения широкого круга вопросов, касающихся проблематики образования. Стандарт – это совокупность индивидуальных, общественных, государственных потребностей и интересов, учет которых – неотъемлемая часть, ядро образования в его новом понимании.

В настоящем виде разрабатываемые стандарты специального образования для детей с ОВЗ ориентированы прежде всего на коррекционные школы, но не на условия инклюзивного образовательного учреждения. Первый вариант стандарта – «цензовый» – ориентирован на реализацию в условиях инклюзивного класса школы, в котором совместно получают образование как обычно развивающиеся, так и дети с ограниченными возможностями здоровья. Сроки обучения и объем усвоения программного материала едины для всех учеников. Этот вариант делает невозможным обучение детей с тяжелыми нарушениями в инклюзивном классе по индивидуальной программе. Требование к способности усвоения «академических» знаний наравне с обычными детьми исключает из процесса инклюзивного образования категории детей с нарушениями интеллекта, тяжелыми нарушениями слуха и зрения, сочетанием нескольких нарушений. Для таких детей необходимо введение в образовательную программу дополнительных специальных курсов, использование на занятиях специальных аудиовизуальных и обучающих средств. Три последующих варианта предполагают получение образования в условиях специального учреждения с уменьшением пропорции «академического» компонента в пользу жизненной компетенции.

Очевидно, что разработка стандарта специального образования на принципах общественного договора требует широкого включения всех участников образовательного процесса, внедрения специализированных информационных ресурсов, глобальной организационной работы. Только такой подход может обеспечить необходимый уровень «социализации» стандарта и его комплементарность как общему, так и специальному образованию.

Особенно остро стоит вопрос о различных стандартах в законе г. Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». В статье 11 указано, что «совместное обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должны отрицательно сказываться на результатах обучения последних». Это прежде всего касается проблемы согласования стандартов общего и специального образования. Необходимо признать, что на сегодняшний день мы не имеем адекватных контрольно-измерительных материалов, системы дифференцированного внутришкольного контроля, наконец, учебно-методических комплексов и учебных программ, позволяющих в полной мере соблюсти требования настоящей статьи. Имеется и второе следствие – кроме закрепления прав и гарантий детей, обучающихся совместно с ребенком с ОВЗ, статья придает этим детям также особый статус – «совместно обучающихся». Такие дети должны находиться под более пристальным вниманием родителей и педагогов, они несут на себе большую ответственность, называемую «толерантным самосознанием», условия их обучения также «особые» по отношению к детям, обучающимся в обычном классе.

Конечно, нельзя не признать, что изменения в базовых образовательных нормативных документах вызваны активной позицией родительской общественности Москвы. Даже сам факт таких изменений стал позитивным движением всей системы образования в сторону интересов ребенка и его семьи. Наш следующий шаг заключается в предвосхищении потенциальных рисков и поиске адекватных методов реагирования на предстоящие трудности. В решении этой сложной задачи мы по-прежнему опираемся на родителей, так как только их потребности, их видение будущего своих детей – ориентир для всей системы образования.

Валерий СЕЛЕЗНЕВ, депутат Государственной Думы, член Комитета по международным делам и сопредседатель межфракционного депутатского объединения по делам инвалидов:

– Принцип инклюзивного образования предполагает право учащихся инвалидов не исключаться из системы общего образования и право на разумные адаптационные меры, отвечающие индивидуальным потребностям инвалидов. Такое понимание требует реформирования системы традиционного образования, основанной на принципе агрегации, способствующей изоляции инвалидов в обществе, появлению ложных стереотипов, предрассудков и дискриминации.

Необходимо верно выстроить взаимосвязь между специальным и инклюзивным образованием в самом начале учебного процесса. Глухим учащимся необходимо овладеть жестовым языком, а слепым изучить азбуку Брайля. Даже в школе с инклюзивным образованием процесс получения таких знаний должен осуществляться раздельно. Поэтому необходимо разработать концепцию сочетания дифференцированного и совместного обучения применительно ко всем уровням и видам образования.

Негосударственные школы отчасти включились в решение данной проблемы: в Москве среди учеников частных школ 10-30 процентов – дети с речевым нарушением; от 10 до 40 процентов – с повышенным уровнем тревожности, нестабильным психоэмоциональным состоянием; от 2 до 10 процентов (это в среднем – инвалиды; от 5 до 15 процентов – дети с неродным русским языком. Большинство частных школ содержат в штате логопедов, психологов, врачей, то есть частные школы каким-то образом находят тот бизнес-интерес, который принуждает их (в хорошем смысле этого слова) к тому, чтобы содержать таких специальных преподавателей в классах. На государственном уровне нужно обобщить этот опыт для принятия соответствующих решений в отношении системы государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечить гарантии получения общего образования в таких приспособленных для детей-инвалидов частных школах теми, кто не имеет средств платить за обучение.

Такие гарантии в развитие инициативы президента о равенстве государственных и частных образовательных учреждений могли бы получить следующее воплощение. Например, государство объявляет заказ на обучение детей-инвалидов. В конкурсе могут участвовать все: и государственные, и муниципальные, и частные образовательные учреждения, а побеждает тот, кто предложил лучшие условия и качество образования. Форма собственности при этом не должна иметь значения. Тогда получение школьного образования ребенком-инвалидом будет оплачиваться государством, а не его родителями. Самое сложное, на мой взгляд, – это изменение школьной инфраструктуры. Не случайно именно эта проблема в качестве одного из пяти приоритетных направлений вошла в национальную инициативу «Наша новая школа». В соответствии с национальным проектом в каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

В 2010 году будет, надеюсь, принята пятилетняя госпрограмма «Доступная среда», направленная на решение этой проблемы. Сейчас эта программа решается в рамках Минздравсоцразвития.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте