search
main
Топ 10
Профессии будущего: куда пойти в ИТ, если ребенок гуманитарий Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Во время ремонта школы в Подмосковье нашли послание из 1972 года: что написали нам 51 год назад В Курганской области больше не собираются кормить школьников бесплатными обедами «Будущее Отечества в руках Учителя»: принимаются заявки на профессиональный конкурс педагогических практик Победителя профессионального педагогического конкурса объявили в Алтайском крае «Не верю!»: о системе Станиславского, его биографии и театре школьники узнают на «Разговорах о важном» «Мертвые души» и физруки в качестве охранников: что возмутило главу Дагестана в школах Главное - не перегибать: финалист «Учитель года-2022» о своем назначении директором и переменах в жизни В Минпросвещения рассказали о единой модели профориентации школьников В Роструде назвали самые дефицитные специальности учителей-предметников Приемная кампания 2023: какие даты нужно знать абитуриентам колледжей Не стоит принимать сиюминутные решения: Сергей Кравцов высказался о возможной отмене ЕГЭ Десять школ в Архангельской области ждет капитальное обновление Горный университет Санкт-Петербурга вошел в тройку лучших в мире вузов данного направления В Челябинской области проведут психологическое тестирование педагогов Первые группы белгородских школьников отправились в путешествия по региону Чернышенко пояснил, почему России важно обучение иностранных студентов Подписан приказ о возвращении РУДН имени Патриса Лумумбы «Неустойчивые» выражения: топ-10 фразеологизмов, которые мы произносим неправильно
0

Равные шансы – для всех

Елена КОЗУБАНОВА, заведующая детским садом №385: – В Москве сегодня проживают около 2 тысяч детей дошкольного возраста с официально установленной инвалидностью, кроме того, большое количество дошкольников с тяжелыми и сложными нарушениями в развитии, родители которых по тем или иным причинам не оформляют медицинские документы. В городе есть разветвленная дифференцированная сеть специализированных дошкольных образовательных учреждений, но, несмотря на это, различными формами образования охвачено лишь около 40% детей с ограниченными возможностями здоровья. Стратегия повышения качества жизни инвалидов в Москве на период до 2020 года, десятилетняя Программа развития дошкольного образования в городе Москве ориентируют педагогов на расширение и поиск новых организационных и содержательных форм специального и инклюзивного образования.

Детские сады – участники нашего модуля «Равные шансы для всех. Инклюзивное образование», реализуют в своей работе проекты включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду типично развивающихся сверстников, а также сопровождения семей, воспитывающих ребенка с нарушениями в развитии.

Детский сад комбинированного вида №385 Северного округа работает над созданием целостной модели инклюзивного дошкольного учреждения. Наш опыт говорит о том, что системные преобразования в работе детского сада комбинированного вида позволяют отойти от узкой специализации дошкольного учреждения и оказывать помощь различным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, до 2007 года наше учреждение работало только с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, в 2007 году в детский сад пришли 5 детей с тяжелыми нарушениями в развитии, относимых ранее к категории «необучаемых». Сейчас группы разной направленности посещают в режиме полного дня 14 человек с такими диагнозами, как синдром Дауна, детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, умственная отсталость; еще 22 ребенка с ограниченными возможностями здоровья получают образовательные услуги в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок» и структурном подразделении «Лекотека».

О положительных результатах внедрения нашего проекта говорит то, что, оказывая коррекционную помощь «особым» детям, учреждение не снижает результатов работы с типично развивающимися воспитанниками, сохраняются стабильно высокие результаты подготовки выпускников (72% детей успешно обучаются в школах с повышенным уровнем образования).

Мы регулярно проводим мониторинг результатов реализации проекта. Один из его показателей – удовлетворенность родителей работой учреждения и данные анкетирования говорят о том, что они повысились. (2006-2007 учебный год – 81%, 2008-2009 учебный год – 96%). Мы это связываем с тем, что при работе в условиях инклюзивного образовательного процесса педагоги ориентированы на содействие в максимальном раскрытии индивидуальных возможностей воспитанников независимо от уровня психофизического развития и состояния здоровья. Мы считаем, что исследование родительского запроса и удовлетворенности родителей работой детского сада должно стать системой в работе дошкольных учреждений, так как позволяет корректировать работу в соответствии с потребностями населения.

В течение трех лет инвалиды воспитываются в нашем детском саду совместно с типично развивающимися детьми. Все эти годы рейтинг сада в районе стабильно высокий: по результатам опросов, проведенных районной комиссией по комплектованию дошкольных учреждений, в период комплектования 2008 и 2009 годов, в 2009 году 14% опрошенных желают, чтобы их дети посещали именно инклюзивные группы, так как считают, что это позволит вырастить более гуманных и разносторонне развитых личностей. Появление этой категории родителей также показывает нам, что реализация проекта приносит положительные результаты.

Первым продуктом нашего проекта стали методические рекомендации по организации этапов включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду типично развивающихся детей. В них представлен алгоритм действий сотрудников детского сада от поступления «особого» ребенка в структурное подразделение «Лекотека» до выпуска его из группы детского сада в школу.

Сейчас мы разрабатываем рекомендации по организации командного взаимодействия сотрудников в условиях инклюзивного воспитательно-образовательного процесса и формированию приятия типично развивающимися детьми своих «особых» сверстников, в сборник войдут материалы по планированию работы, конспекты занятий и мероприятий.

Детский сад компенсирующего вида №2196 Зеленоградского округа работает над проектом детского центра «АРИКО», осуществляющего социально-психологическую поддержку семей, имеющих детей с различными нарушениями развития, социализацию и интеграцию детей с особыми потребностями в среду более здоровых детей.

Первыми результатами реализации проекта стали методические пособия по организации коррекционного сопровождения детей с тяжелыми нарушениями в развитии для учителей-дефектологов, учителей-логопедов и педагогов-психологов.

В дальнейшем будут разработаны рекомендации по конструктивно-игровой деятельности детей с особыми потребностями в развитии и рекомендации по использованию инновационных компьютерных технологий и мультимедийного оборудования в работе с «особыми» детьми в группах интегративной и компенсирующей направленности.

Детский сад компенсирующего вида №1790 Западного округа отрабатывает модели интеграции детей с выраженными и сложными нарушениями в развитии в группы компенсирующей направленности.

Конечно, каждый видит модель детского сада будущего по-своему, не зря в городском проекте существует столько направлений его реализации. Но мы считаем, что в образовательной системе будущего не должны повторяться ситуации, в которой оказался наш воспитанник Костя. Мама Кости обошла множество образовательных и медицинских учреждений в трех округах города и везде получала отказ, так как ее ребенок на основании поставленных диагнозов признавался бесперспективным и необучаемым. Сейчас Костя ходит в наш детский сад уже четыре года, два из них – в общеобразовательную группу. Большинство диагнозов не подтвердились. Мальчик хорошо адаптировался в коллективе сверстников и готовится к поступлению в школу, а четыре года назад у Кости не было перспективы не только обучаться в школе, но даже быть включенным в систему дошкольного образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте