Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Равнодушных не осталось

Учительская газета, №47 от 22 ноября 2005. Читать номер
Автор:

Возможно, я не права, однако у меня сложилось такое впечатление, что взаимоотношения детей и родителей сегодня даже в нормальных семьях не совсем те, какие должны быть. Мне, выросшей в маленьком поселке в Рязанской области, были привычны с детства не только естественная любовь к родителям, но и глубокое уважение к ним за то, что они меня растят, заботятся обо мне. Мои отец и мать были очень простыми людьми. Мать работала рядовым бухгалтером в строительной организации, отец там же был бригадиром. Я уважала их за трудолюбие, за то, что они старались вырастить меня и моего брата достойными и тоже уважаемыми гражданами. Именно гражданами, отец так говорил брату моему: какой из тебя гражданин, если не хочешь отвечать за свои поступки, когда тот уклонился от общешкольного субботника. И еще отец говорил нам: будьте такими, чтобы нам с матерью не было стыдно за вас. Мы верили своим родителям, не хотели их огорчать и теперь, давно став взрослыми, бесконечно благодарны своим родителям за наше детство. Впрочем, оно не было таким радужным и обеспеченным, какое устроили для своих чад сегодня родители даже с очень средним достатком. Я далека от мысли, что именно достаток, значительная обеспеченность немалого числа семей или бедность большего числа являются причиной отчуждения детей и родителей. Богатство или материальная малообеспеченность тут ни при чем. Может быть, это влияние нынешнего времени? Отчужденность людей друг от друга вообще влияет и на семейные отношения.

Конечно, такое наблюдается далеко не во всех семьях. Но, к сожалению, очень нередко. Я это чувствую, вижу из разговоров моих учеников. Уроки граждановедения, на которых идет речь о семейных отношениях, об отцах и детях, об уважении детей к отцу и матери дают возможность побудить детей задуматься о том, что для них значат родители, как они должны к ним относиться, какими родителями они хотели бы стать в будущем.

В этом нам помогают произведения художественной литературы ХIХ века, которые мы используем на уроках. Ребята сами отыскивают примеры, где описаны достойные семьи. И прежде всего семьи Ростовых, Болконских из «Войны и мира». Ребята писали небольшие сочинения, в которых рассказывали, какой они представляют свою будущую семью, свои собственные роли отца или матери.

С течением времени мне приятно было узнать, что многие мои ребята стали по-другому вести себя дома, им понятнее стали те или иные поступки своих родителей. И сами родители и их дети стали ближе друг к другу. Конечно, этому способствовали и родительские собрания, и совместные походы, и поездки в театры, музеи, и совместные подготовки к классным вечерам, к различным праздникам. Я стала ощущать, как семьи Филатовых, Верейко, Ковальчук особенно заинтересованно участвуют в наших школьных делах, хотя еще в пятом классе родители этих трех семей редко бывали в классе и то по приглашению. С отцами же этих ребят я познакомилась только в седьмом классе. Теперь они мои верные помощники, особенно в дальних походах.

Марина НОВИЧКОВА, учитель граждановедения, Московская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту