В Петербурге подведены итоги пилотного проекта “Реформа профессионального образования и обучения в Северо-Западном регионе России”
Решение об этом проекте приняли четыре года назад, когда в северной столице на международную конференцию собрались руководители министерств образования стран Европейского Союза. Разумеется, проект стал международным: в нем участвовали специалисты из Австрии, Финляндии, Бельгии, Германии и Голландии совместно с Европейским фондом образования. Целью фонда было “строительство мостов”, то есть налаживание связей между руководителями и преподавателями образовательных учреждений разных стран.
Пилотный проект призван помочь системе начального профессионального образования адаптироваться к современным условиям, чтобы учебные заведения могли не только выжить, но и готовить конкурентоспособных специалистов. Сегодня, пожалуй, ни один вуз, техникум или училище не могут гарантировать выпускникам работу. Зато хорошие образовательные учреждения способны обеспечить воспитанникам уровень знаний, который позволил бы им найти работу на рынке труда.
Руководители наших учебных заведений уже понимают, что нужно общаться не только со своими учениками, но и с работодателями, дабы прогнозировать рынок труда и не плодить будущих безработных. Причем сегодня система профессионального образования может и должна не только соответствовать спросу, но и формировать предложение, создавая новые специальности, которые могут быть востребованы завтра. Нужно заинтересовать в своих выпускниках фирмы и предприятия, в таком случае есть шанс получить не только моральную поддержку, но и современное учебное оборудование. А заодно и место для практики ребят.
И все-таки сегодня гарантий по трудоустройству действительно никто не даст. Да, можно совершенствовать государственную политику в вопросе поддержки молодежи, создавать льготные условия для предприятий, которые берут на работу вчерашних подростков. Такая система существует и в европейских странах. “Но у нас главную ответственность преподаватели видят в том, чтобы дать воспитаннику навыки, которые помогут ему найти работу, – говорит директор Европейского фонда образования Питер де Рой. – А для этого нужно научить человека не только определенным техническим навыкам, но и умению общаться с людьми, решать вопросы, связанные с налогообложением. Мы не обещаем, что диплом обеспечит работой, но наши студенты знают, как выжить на рынке труда”.
В России применение себе находят две трети выпускников профессиональных училищ. В Петербурге этот показатель приближается к 85 процентам. Но вот в Карелии на предприятии деревообрабатывающей промышленности на одно вакантное место… 69 человек! Выход преподаватели видят только в одном: выпустить конкурентоспособного специалиста. То есть не готовить мальчишку к работе на конкретном предприятии у конкретного станка, а уделить больше внимания общей профессиональной подготовке, чтобы ему было легче менять работу.
Конечно, западные специалисты нашим очень помогли. Сотрудничество оказалось взаимовыгодным. Например, в одном из профессиональных училищ Карелии началась переподготовка финских безработных: они учатся художественной росписи по дереву.
Проект решено продлить еще на три года. Теперь основной акцент будет сделан на образование взрослых. Речь уже пойдет о переподготовке. Возможно, в результате проекта нынешние безработные станут преуспевающими предпринимателями.
Александра АЛЕШИНА
Комментарии