Сейчас идет необъявленная война за души наших детей. И мы – родители, педагоги – ее проигрываем. Мы позволили заменить в сознании молодежи наши традиционные культурные ценности фальшивыми.
В результате в течение каких-то полутора десятков лет наша страна превратилась из самой читающей в самую равнодушную к книге. Библиотеки перестали быть центром притяжения. Там, где еще недавно залы библиотек и других учреждений культуры переполнялись любителями художественного слова при встречах с писателями, поэтами, музыкантами, сейчас царит затишье. На творческие встречи, организуемые представителями культурной интеллигенции и в настоящее время, почти не приходит молодежь.
Преподавание гуманитарных предметов в школе сводится ныне к игре в «угадайку», не требующую умения анализировать, логически мыслить, рассуждать. Кроме того, до немыслимых пределов сокращено изучение русской классики на уроках литературы в школе.
Начиная с младших классов школы ученики не приучаются к чтению и размышлению над прочитанным, а вынуждены механически запоминать уйму информации, необходимой только для успешного прохождения тестов. Усугубляет положение и тот факт, что огромными тиражами выпускается низкопробная литература, культивирующая в детях агрессивные и низменные инстинкты. Выпуск книг духовного и патриотического содержания происходит почти исключительно за счет подвижников-энтузиастов. Это дезориентирует даже тех подростков, которые все-таки пытаются приобщиться к чтению. Такая же беда свойственна многим телевизионным и радиопередачам, которые не несут нравственного начала, а разрушительно действуют на детскую психику.
В школе личность учителя, педагога, наставника подменяется Интернетом, живое общение – тестированием, поиск истины – механическим зазубриванием штампов. Даже итоговый экзамен, призванный продемонстрировать не только знание конкретного набора фактов, но прежде всего эрудицию выпускника, становится пародией на игровую викторину.
В результате молодежь не получает навыков творческого мышления, не вырабатывает гражданскую позицию, зачастую не имеет элементарного представления о достижениях соотечественников, не испытывает гордости за свою страну и боли за те несчастья и испытания, которым она подвергается.
Необходимо пересмотреть систему и программы подготовки школьников по гуманитарным дисциплинам, уделив больше внимания темам, которые воспитывают гражданскую, нравственную, духовную позицию. Также следует заменить систему ЕГЭ, прежде всего по гуманитарным предметам и в особенности по литературе, истории и обществознанию, на устный экзамен.
Ирина МИНКИНА, руководитель художественно-поэтического салона «Любава», Жигулевск, Самарская область
Комментарии