search
main
0

Растим читателя вместе: в копилку педагогу

30 октября пройдет I Всероссийский онлайн-фестиваль семейного чтения #ЧитайФест

Информация к занятиям о роли книги подходит для школьников разных возрастов. А к беседам о важности библиотек в начальной школе желательно привлекать старшеклассников.

Для младшего школьного возраста предлагается четыре варианта основного занятия. Два из них требуют предварительной подготовки.
«Сад любимых книг» предполагает, что дети принесут с собой в этот день какие-то растения (с корнями) для посадки на школьной клумбе.

Для мастер-класса «Подарок с экслибрисом» необходимо, чтобы дети принесли с собой книгу, которую они хотят подарить школьной библиотеке. Если библиотека не заинтересована в получении книг, то можно организовать книгообмен или сформировать временную библиотеку в своем классе.

Для вариантов «Проект школьной библиотеки» и «Книжный дом» не требуется ничего, кроме бумаги и цветных карандашей или фломастеров.
Таким образом, каждый специалист, который будет проводить в классе Международный день школьных библиотек, может выбрать то, что ему больше подходит.

Мастер-класс «Подарок с экслибрисом» наиболее универсален, он подходит для всех возрастов. Преподаватель может сам подобрать иллюстративный материал в зависимости от возраста и интересов класса. По возможности образцов надо показать много.

Для среднего и старшего школьного возраста предлагается два варианта основного занятия – это мастер-классы «Подарок с экслибрисом» и «Закладка из прошлого».
Все занятия, кроме «Сада любимых книг», можно проводить онлайн.

Только книги в восемь рядов

У кого-то в домашнем обиходе несколько десятков книг, у кого-то – несколько сотен. В школьной библиотеке их десятки тысяч. Подумайте, рядом с вами находится комната, а в ней столько книг, сколько жителей в каком-нибудь городе.

Кого-то из «жителей» этого библиотечного города вы уже знаете, с кем-то еще предстоит познакомиться. А пока давайте ознакомимся с историей библиотек.

Самая древняя из известных нам библиотек находилась в Ниневии и принадлежала царю Ашшурбанипалу. Это был единственный из ассирийских царей, умевший читать и писать. В этой библиотеке еще не было бумажных книг – были глиняные таблички. И это на самом деле большое счастье, потому что в пламени древних сражений глина не сгорела, а сделалась только крепче.

Даже сейчас ученые продолжают находить таблички из собрания Ашшурбанипала. В 2010‑х годах были найдены недостающие фрагменты текста о приключениях знаменитого древнего героя Гильгамеша.
То есть библиотека, которая существовала более двух с половиной тысяч лет назад, выдает нам новые книги до сих пор.

Но древним школьникам было, вероятно, тяжеловато носить с собой такие глиняные учебники. Хотя у нынешних школьников тоже тяжелые рюкзаки. И взрослые нередко горько шутят, что дети носят в них кирпичи.
А теперь представьте, что вы приехали на каникулы в другую страну. К вам подходят пограничники и просят показать книги, которые вы взяли с собой на лето. А потом забирают их и отдают копию, переписанную от руки. Так, по легенде, поступали в древней Александрии. Александрийская библиотека была основана в III в. до н. э. и просуществовала семь столетий. Это был настоящий учебно-научный центр, то есть предок школьной библиотеки.
Книги в ней были в форме свитков, их делали из стеблей папируса.

После исчезновения Александрийской библиотеки прошли сотни лет. Но память о ней была так сильна, что в начале XXI века в Египте построили библиотеку «Александрину».

Не так давно, во время волнений в Египте, читатели спасли ее от погромов. Они взялись за руки и встали вокруг нее, чтобы с библиотекой ничего не случилось. Вы могли бы поступить так же?
Когда начали появляться университеты и школы, при них всегда создавали библиотеку. Как вы думаете, зачем? И чем школьная библиотека отличается от домашней?

Сторожат вековые истомы

Только в наших школьных библиотеках дают книги на дом, а библиотеках средневековой Европы книги часто приковывали цепями, чтобы никто не унес их домой.

Как вы думаете, почему? Просто каждая книга стоила очень дорого, их переписывали вручную и украшали дорогими материалами, некоторые книги были редкими и уникальными.

В Древней Руси тоже существовали библиотеки, одну из них ищут до сих пор. Это библиотека Ивана Грозного. Ее называют библиотекой-призраком. Имеются сведения, что ее прятали под землей, но где именно – есть шестьдесят разных версий. И если вам когда-нибудь посчастливится ее найти, вы прославитесь на весь мир.

Что касается современных библиотек, то все они очень разные и все по-своему удивительны. Одни библиотеки похожи на летающую тарелку, как в итальянском городе Перуджа. Другие поразят вас современным дизайном, например футуристическая библиотека Биньхай. Третьи, наоборот, подчеркивают свои старинные традиции – вспомним оксфордскую библиотеку, где снимали сцены из «Гарри Поттера». Даже в самых далеких уголках каждая библиотека старается быть неповторимой. На окраине китайской деревни есть библиотека, куда приходят не только местные жители, но и туристы: она находится среди гор, кажется сложенной из хвороста и закрывается при наступлении темноты. А вот какой окажется библиотека будущего – это загадка для нас с вами.

Сад любимых книг, или Будущее зависит от нас

В норвежском городе Осло есть особенная «библиотека будущего». Это специально посаженные молодые деревья, и через сто лет из них сделают книги. А вы могли бы ждать любимую книгу так долго?

Давайте сделаем свой сад любимых книг. Каждый посадит какое-нибудь растение в честь любимой книги, любимого писателя или литературного героя. Вы ведь согласны, что хорошие книги достойны такого сада?

Какую школьную библиотеку вы бы хотели увидеть? Может быть, там будут мягкие диваны, чтобы отдохнуть с книжкой? Или вместо учебников будут выдавать электронные пособия и планшеты? Или будут специальные капсулы для виртуального погружения в материал? Нарисуйте свой проект школьной библиотеки – какой вы видите ее сейчас или в будущем.

В Древней Руси библиотеки стали появляться с X века, но само слово «библиотека» прижилось не скоро. Еще в XV веке переводчик одной из книг пишет напротив этого слова пояснение – «книжный дом».

А давайте немного пофантазируем и нарисуем книжный дом. Рисуют же в мультфильмах и сказках дом-дерево или дом-чайник. Пусть у нас будет дом-книжка.

Ближайшее будущее школьной библиотеки зависит от нашего отношения в настоящем. А давайте сделаем необычный подарок. И чтобы следующие поколения знали, кто дарил книги, пометим их экслибрисом. Это владельческий книжный знак. С латыни переводится как «из книг» – из книг такого-то.

Экслибрисы бывали и рукописные, и печатные, и даже на глиняных табличках библиотеки Ашшурбанипала тоже было клеймо – что таблички именно из этой библиотеки.
Первым русским экслибрисом считается знак игумена Досифея, основателя библиотеки Соловецкого монастыря. Досифей вписал в букву «с» свои имя и сан.

Бывают экслибрисы гербовые, где изображен герб владельца книг. Вот, например, и у сэра Артура Конан-Дойла, автора книг о Шерлоке Холмсе, был собственный книжный знак.

А бывают вензелевые, где красиво переплетаются первые буквы имени и фамилии. Бывают совсем простые – шрифтовые экслибрисы, похожие на печать из поликлиники. Такие были, например, в военных, полковых библиотеках. Но самые интересные экслибрисы – сюжетные. В них владельцы библиотек стремились отразить свои интересы. Вот, например, экслибрис академика Шульца – он был химиком и изучал изготовление стекла – изображает средневековый стеклодув. А в книжном знаке Анатолия Коненко, мастера микроскопических произведений искусства, к вензелю «приделан» микроскоп.

Иногда в экслибрисе обыгрывается имя или фамилия владельца: например, семья Шутовых отмечала свои книги печатью, где изображен кот в колпаке шута; девушка по имени Вайолет (англ. «фиалка») изобразила букет фиалок, Мэри Берри (berry по-английски – «ягода») попросила художника нарисовать землянику.

Существует огромное множество экслибрисов – и серьезные, и смешные, и очень красивые. Кто-то изображает на книжном знаке любимый город, кто-то – зверей или птиц, а кто-то – любимых персонажей.
Экслибрис был и у Юрия Гагарина, и у Чарли Чаплина, и у Альберта Эйнштейна… А мы с вами нарисуем свой собственный владельческий книжный знак и наклеим его на форзац книги.

Язык – друг и помощник

Представьте, что сегодня вы попали в школу, где учатся дети из разных стран. И учебники в школьной библиотеке на разных языках. И даже указатели. Одно и то же слово совершенно по-разному звучит на разных языках. Вы бы догадались, на каких языках оно написано?

В библиотеке Ивана Грозного, по рассказам иностранцев, были книги на разных языках. В первую очередь это были книги на латыни и греческом, древнееврейские и арабские рукописи, а также книги на старославянском – переводные и оригинальные. Большинство славянских книг было написано кириллицей, но, вероятно, были книги и на глаголице.

Глаголица была создана в середине IX века, то есть она старше кириллицы. Глаголицу создал Кирилл, брат Мефодия, а кириллицу – ученик Кирилла.

По легенде, его привезла во Францию Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого. Как вы помните, она стала королевой Франции. По разным преданиям, на этом Евангелии давали присягу короли Франции вплоть до XVI века.
Зографское Евангелие – еще более древняя глаголическая рукопись, это конец X – начало XI века. Здесь более округлое начертание букв.

Представьте, ведь когда-то на Руси учили и такое письмо! Какое-то время глаголица и кириллица существовали параллельно, но позже стала употребляться только кириллица как более удобная система письма.
Представьте, что мы с вами пришли в библиотеку древнерусской школы. Каждый выбрал себе книгу и стал ее читать. На дом вам ее не дадут, а за один день не осилить. Надо сделать закладку. А чтобы книгу не взял кто-то другой, на закладке надо написать свое имя на кириллице и глаголице с разных сторон.

Российская государственная детская библиотека рекомендует

Национальная электронная детская библиотека

НЭДБ – составная часть Национальной электронной библиотеки – это еженедельно пополняемая бесплатная коллекция оцифрованных материалов для детей и о детях из фондов РГДБ, библиотек-партнеров, частных собраний. Оператором электронной библиотеки с момента ее создания в 2012 году является Российская государственная детская библиотека. При формировании коллекций НЭДБ акцент делается на истории детской литературы, поэтому в НЭДБ можно найти издания как вышедшие в свет в начале XVIII века, так и выделенные в отдельную коллекцию современные издания для детей и подростков, выпущенные в 2016‑2019 годах. Одной из самых востребованных и популярных коллекций является коллекция диафильмов, выпущенных студией «Диафильм». В настоящее время Национальная электронная детская библиотека – это более 19500 материалов, 29000 зарегистрированных пользователей и 787 виртуальных читальных залов. Особой популярностью пользуется коллекция диафильмов – более 3600 наименований.
Ссылка на сайт НЭДБ: https://arch.rgdb.ru/xmlui/.

Вебландия

Каталог интернет-ресурсов, в который библиотекари из разных уголков страны собирают лучшие ресурсы для детей и подростков. Сайт создан в РГДБ в 2011 году при поддержке ОАО «Вымпелком» («Билайн»). Каталог сайта «Вебландия» в настоящее время включает 14 рубрик и 75 подрубрик из 1735 тыс. сайтов разнообразной тематики. Каталог постоянно пополняется, специалисты РГДБ ведут отбор качественного, позитивного контента для детей и подростков.

Ежедневно фиксируются от 400 до 600 сеансов (в год 165 тыс. заходов на сайт «Вебландия» и более 110 тыс. пользователей). Повышению посещаемости способствует проведение различных мероприятий, например флешмобов. Сегодня в проекте участвует 41 библиотека из 6 федеральных округов страны. В 2016 году сайты РГДБ и «Вебландия» вошли в доменную зону «Точка дети» наряду с другими детскими сайтами.
Ссылка на сайт «Вебландия»: https://web-landia.ru/.

ПроДетЛит

В сентябре 2019 года на базе РГДБ стартовал просветительский проект «ПроДетЛит» – это постоянно пополняющаяся электронная база данных об авторах детской литературы и связанных с ней институциях (издательствах, журналах, литературных премиях, конкурсах). Ресурс соединяет в себе элементы электронной энциклопедии и библиографической базы данных, снабженной многоуровневой поисковой системой и навигационным сервисом, который обеспечивает пользователям прямой доступ к открытым информационным ресурсам сети Интернет и электронным библиотекам. Статьи включают избранную библиографию, ссылки на книги, хранящиеся в Национальной электронной детской библиотеке.
Ссылка на сайт «ПроДетЛит»: https://prodetlit.ru/.

Библиогид

Это увлекательный путеводитель по детским и подростковым книгам. «Библиогид» предназначен как для специалистов по детскому чтению, так и для всех, кто интересуется детской книгой, – родителей, учителей, психологов, исследователей детской литературы, литературных обозревателей, критиков, издателей, а также авторов книг для детей. На сайте «Библиогид» ежемесячно публикуется аннотированный каталог, включающий от 60 до 80 новинок с библиографическим описанием, аннотациями и фотографиями обложек. На сайте можно подробнее ознакомиться с тематическими обзорами книг для детей, прочитать интервью с филологами, переводчиками, психологами и другими специалистами, занимающимися детским чтением, узнать о значимых событиях в мире литературы.
Ссылка на сайт «Библиогид»: https://bibliogid.ru/.

Виртуальные выставки

РГДБ ведет активную выставочную деятельность и организует регулярные экспозиции современной и классической иллюстрации. Выставки проводятся в режимах офлайн и онлайн. Избранные экспозиции представлены на сайте библиотеки и сопровождаются биографическими, библиографическими, а также видеоматериалами.
Ссылка на раздел виртуальных выставок: https://rgdb.ru/vystavki/virtualnye.

Подготовлено по материалам Российской государственной детской библиотеки и Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте