search
main
0

Рассказы

Зазимок

Прилетела на перрон галка, вся черная, голова серая. Сказала что-то по-птичьи, блеснула всевидящей бусинкой. Может быть, ей холодно? Перрон белый от инея. Увидела на нем галка замерзшую лужу, на которую только наступил торопливый пешеход. Лед раскололся, а воды не было: за ночь вымерзла. Вывернула галка одну льдинку и попыталась проглотить. Не тут-то было. Велика льдинка. Тогда галка другую взяла, поменьше, и тут же проглотила. Она ей, видать, понравилась; галка стала искать подходящую льдинку. Тут спустилась на перрон еще одна галка. Покосилась на нее, как бы говоря: “Улепетывай отсюда. Я для себя нашла замерзшую воду, а не для тебя”. Погрозила другой галке клювом. Та отошла на безопасное расстояние. Наелась галка льдинок беловатых вдосталь. Только отошла – другая тут как тут. Тоже стала проглатывать льдинки.
Вдруг прилетели две вороны, серые, головы черные. Галки испугались и улетели. А ворона взяла клювом большую льдинку и выронила ее на асфальт. Льдинка раскололась на мелкие кусочки. Вороны стали клевать осколки, отливающие серебром.

Разноцветная поляна

Здесь когда-то находилась усадьба лесника, от которой не осталось ничего, кроме яблони. Росла она на середине поляны, куда еще не сумели проникнуть отпрыски могучих деревьев. Они стояли плотной стеной вокруг, словно богатыри, охраняющие беззащитного ребенка. Но яблоня не являлась столь уж беззащитной: ее покрывала молодая прочная кора. Она в срок цвела, в срок приносила плоды. Питательных веществ в почве хватало, потому что в земле перегнивали остатки прошлогодних трав, хвои и шишек.
Эта яблоня в лесной чаще не могла вырасти сама по себе. У нее, начиная почти от земли, ствол раздваивался, благодаря чему она напоминала большую рогатку. Деревья тут мирно сосуществовали друг с другом. Запах хвои отпугивал исконных врагов яблони, плодоносящей с завидной регулярностью. Я знал, какой у нее необыкновенный цвет. Одна часть ствола усеяна весной белыми цветами, другая часть – красными. Вся поляна в эту пору казалась разноцветной. Зрелище было редкостное. Суровый лес вокруг тоже вроде бы любовался дивной вешней картиной. В ней, конечно же, не было ничего мистического: половина яблони развилась из привитого лесником черенка. Обе части ствола дополняли друг друга, распространяя во все стороны сладковатый аромат.
А плодоносили ветви в разные сроки. Первыми созревали белые яблоки, так похожие на наливку, но без малейшей кислинки: мягкие, сахаристые. Вот радость грибнику, вышедшему на полянку! Свежим яблочком всегда можно утолить жажду. Только отойдут белые яблоки – поспевают красные на противоположных ветвях. Они кислые, но зато очень сочные и не боятся кратковременных осенних холодов. Так и кажется поневоле, что плоды здесь созревают в разное время для того, чтобы подольше радовать своей красотой и случайного прохожего, и окружающую природу.

Буквенное бремя

В последние годы стало привычкой в поиске образцов для себя обращаться на Запад. Не буду и я выбиваться из колеи. Французские и английские лингвисты, к примеру, никаких орфографических реформ проводить не собираются. Почему же нам неймется? Вот уже вышел в свет академический словарь, в котором имеются слова с измененным написанием. А ведь вопрос о реформе орфографии еще не решен. Еще не примерили семь раз, чтобы раз навсегда отрезать. Даже орфографическая реформа 1917-1918 гг. была осуществлена не без проблем. Главное, что способствовало в конечном счете ее успеху, – это демонстративный отказ тогдашних властей от многих духовных ценностей, прижившихся в стране до них. Реформа прошла в общем потоке нигилизма. Теперь такого демонстративного отказа и всеобъемлющего нигилизма не наблюдается. Это важнейший контраргумент затеваемой реформе. И далеко не единственный. Сам материал, а именно: слово – зачастую не поддается реформированию. Так, имеются в нашем языке три исключения из правила: жюри, брошюра, парашют. Если реформировать, то надо сразу три слова. Такова элементарная логика. Однако вопреки очевидности предлагается реформировать лишь два последних – зримое свидетельство сопротивляемости лексического материала.
Много слов затронет предполагаемая поправка, касающаяся слитного или дефисного написания сложных прилагательных. Существующие до сих пор критерии позволяют достаточно четко разграничивать оба этих случая. Сохранится ли четкость критериев после реформы? Этого никто не может гарантировать. Зато уже теперь ясно, что осуществление реформы, как бы постепенно оно ни проводилось, обесценит огромное количество учебной, методической, справочной и отчасти художественной литературы. Понадобится много новых книг. В состоянии ли издательства удовлетворить спрос? Здесь есть почва для сомнений. Во всяком случае издательствам наверняка потребуется финансовая поддержка со стороны правительства. В свою очередь затрат потребует написание первого слова названий учреждений с большой буквы. Подобные изменения обычно означают введение не только новых печатей и штампов, но и новых документов. Вот и напрашивается сам собой вопрос: удобное ли время выбрано для проведения орфографической реформы, да и назрела ли по-настоящему она?

Дмитрий ГАВРИЛЕНКО,
учитель русского языка и литературы

“Кумир”

Пять лет назад Алексей Баталов и Эмиль Брагинский поставили перед собой благородную задачу: воскрешая традиции меценатства, создать систему поддержки актерского цеха и искусства в целом. С тех пор “Кумир” – ежегодная премия российских деловых кругов, присуждаемая за лучшие актерские работы года, стала приятной реальностью. Выдвижение кандидатур по номинациям обычно проводит отборочная комиссия из режиссеров, критиков и других деятелей искусства. А определили лауреатов премии этого года уже пятьдесят два представителя деловых кругов страны. Как всегда, лауреаты получили бриллиантовую звезду и энную сумму денег, способную решить часть финансовых проблем.
В номинации “Надежда года. Мужская роль” победил Сергей Фролов (роль Ивана Балакирева в спектакле “Ленкома” “Шут Балакирев”). В номинации “Надежда года. Женская роль” бриллиантовая звезда досталась Полине Агуреевой, актрисе театра “Мастерская Петра Фоменко”, за роль Полины в спектакле “Одна абсолютно счастливая деревня”, а также за роли Наташи Ростовой, Элен Куракиной, Жюли Карагиной в спектакле “Война и мир”. В номинации “Кумир года Женская роль” первой признана Марина Неелова за исполнение роли королевы в спектакле “Играем Шиллера!” театра “Современник”. Олег Янковский стал обладателем “Кумира года. Мужская роль” Бронзовые звезды “За высокое служение искусству” получили Элина Быстрицкая, Леонид Броневой, Кирилл Лавров. На церемонии награждения он зачитал со сцены совершенно неожиданную цитату из словаря Даля о том, что кумир – предмет бестолковой любви, слепой привязанности. Зал взревел от неожиданности. Но Кирилл Юрьевич выдержал эффектную актерскую паузу: “Надеюсь, что понятие трансформировалось, иначе премию получать было бы просто неприлично”.
Впервые кумиром в номинации “Меценат” наградили директора по внешним связям “Внешэкономбанка” Владимира Титова за помощь театру Петра Фоменко.

Елена МАСЛОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте