Наряду с компьютерами, интерактивными досками, мультимедийными проекторами и документ-камерами в школах стало появляться и большое количество учебных электронных пособий. Однако дидактическое сопровождение образовательного процесса все еще заметно отстает от технического оснащения школ в целом и химических кабинетов в частности. При этом главная проблема связана не с недостатком выпускаемых компьютерных дисков по предмету, а с готовностью учителя использовать все имеющиеся возможности на уроке.
К сожалению, традиционный курс химии пока еще не предполагает гармоничного использования информационных технологий. В связи с этим необходимо разработать критерии отбора учебных тем, которые целесообразно изучать с применением компьютера. Их, например, можно сформулировать следующим образом:
материал темы должен способствовать созданию информационного потока, используемого как для вывода теоретического знания, так и его применения;
содержание темы должно предполагать возможности управления учениками моделями химических объектов.
Несмотря на большое количество компьютерных программ обучающе-контролирующего типа, большинство имеют отрицательные моменты – например, они предназначены для изучения отдельных тем или разделов учебника, в них не учтены общедидактические и общепедагогические задачи, слабо развиты эффективные системы самоконтроля, отсутствует информационный поток знаний. Поэтому их применение на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано.
Для повышения эффективности образовательного процесса можно предложить использование учебного оборудования и электронных ресурсов на уроках химии по следующим направлениям.
Работа с готовыми электронными продуктами
Может проводиться в нескольких направлениях:
слайд-лекция (изложение материала идет непрерывно, от начала до конца при параллельной демонстрации приемов работы с пояснениями учителя);
лекция-шаг (процесс делится на энное количество этапов, после прослушивания каждого из которых прерывается, и ученик может по выбору начать слушать следующий шаг, либо прослушать еще раз предыдущий);
контроль (лекция также разбита на фрагменты, по окончанию каждого из которых ученику предлагается выполнить то или иное действие самостоятельно или с подсказкой компьютера).
Компьютерные видеоприложения позволяют наглядно продемонстрировать даже те явления и процессы, которые не могут быть показаны путем непосредственного эксперимента в школьном классе. Это особенно важно при изучении токсичных и взрывчатых веществ. Кроме того, если в кабинете отсутствует необходимое оборудование, появляется возможность наглядно ознакомить учеников с различными промышленными установками и процессами. На таких занятиях каждый школьник может работать индивидуально или в группе со слайд-фильмом. Он может неоднократно просмотреть клип с демонстрацией опыта, составить уравнения реакций, объяснить наблюдаемые явления, сделать выводы.
В результате использования компьютерных программ происходит индивидуализация процесса обучения, реализуется дифференцированный подход в работе с разнопрофильными классами. Каждый ученик усваивает материал по своему плану в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия.
Проведение занятий контроля и коррекция знаний
Проверку достаточно легко осуществить при наличии соответствующих программ, либо поставленных централизованно, либо созданных учениками под руководством учителя. На таких уроках можно использовать разноуровневые тесты с ответами закрытого и открытого типа, проводить компьютерное тестирование с выставлением отметки. Также есть возможность узнать, на какие вопросы ребенок дал неправильный ответ. При этом достигается полная самостоятельность учеников за счет того, что задания в каждом варианте задаются программой случайным способом.
Создание обучающих презентаций и сайтов
Подобные подходы используются при изучении нового материала, а также на уроках контроля и коррекции знаний, что предполагает подготовку творческих проектов. На таких занятиях вначале излагается и обсуждается основной теоретический материал, составляются опорные конспекты, предлагаются алгоритмы решения типовых задач. Затем дети подбирают интересные изображения, видеофрагменты демонстрационных опытов, фотографии приборов, портреты ученых и тому подобное. Оформление можно оставить на усмотрение ученика, но стиль нужно обговорить заранее, особенно, если предполагается включить приготовленную презентацию или сайт в канву урока.
Проведение уроков с использованием компьютерной презентации или сайта хорошо тем, что информация подается ученикам в красочной форме. Это вызывает у них положительные эмоции и повышает степень их заинтересованности в изучаемом материале. Также ребята имеют возможность принимать активное участие в создании проекта, формируя тем самым навыки самостоятельной работы по предмету и оттачивая навыки владения ИКТ.
В нашем лицее накоплен уже довольно большой «банк данных» по всем темам курса неорганической и общей химии. В его создании приняли активное участие старшеклассники.
Работа с интернет-ресурсами
Современные ИКТ немыслимы без использования Интернета. Ученики находят в сети необходимую информацию, творчески обрабатывают ее, готовят сообщения, рефераты, презентации, делают обзор тематических сайтов и создают свои проекты. А при подготовке к уроку учитель обращается к самым разнообразным образовательным ресурсам, многие из которых ему рекомендуют дети.
Мы очень активно используем обучающе-контролирующие программы, созданные преподавателями химии нашего лицея и выложенными в сети Интернет. Все это помогает повысить качество обучения и расширить границы, определенные существующими школьными программами по нашему предмету.
Марина СТЕСЯКОВА, учитель химии лицея №8 «Олимпия», Волгоград
Комментарии