search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Специалисты Рособрнадзора поделят регионы России по качеству образования  День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений В школах Улан-Удэ классы закрываются на карантин Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Родителям московских школьников рассказали о новом формате подготовки к ЕГЭ Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Стали известны победители основных номинаций конкурса «Лучшая школьная столовая» В Москве в выходные пройдет бесплатная выставка «Навигатор поступления» Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске В Ульяновской области родители могут онлайн перевести ребенка из одной школы в другую Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов
0

Расширяя границы. ИКТ на уроках химии

Наряду с компьютерами, интерактивными досками, мультимедийными проекторами и документ-камерами в школах стало появляться и большое количество учебных электронных пособий. Однако дидактическое сопровождение образовательного процесса все еще заметно отстает от технического оснащения школ в целом и химических кабинетов в частности. При этом главная проблема связана не с недостатком выпускаемых компьютерных дисков по предмету, а с готовностью учителя использовать все имеющиеся возможности на уроке.

К сожалению, традиционный курс химии пока еще не предполагает гармоничного использования информационных технологий. В связи с этим необходимо разработать критерии отбора учебных тем, которые целесообразно изучать с применением компьютера. Их, например, можно сформулировать следующим образом:

материал темы должен способствовать созданию информационного потока, используемого как для вывода теоретического знания, так и его применения;

содержание темы должно предполагать возможности управления учениками моделями химических объектов.

Несмотря на большое количество компьютерных программ обучающе-контролирующего типа, большинство имеют отрицательные моменты – например, они предназначены для изучения отдельных тем или разделов учебника, в них не учтены общедидактические и общепедагогические задачи, слабо развиты эффективные системы самоконтроля, отсутствует информационный поток знаний. Поэтому их применение на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано.

Для повышения эффективности образовательного процесса можно предложить использование учебного оборудования и электронных ресурсов на уроках химии по следующим направлениям.

Работа с готовыми электронными продуктами

Может проводиться в нескольких направлениях:

слайд-лекция (изложение материала идет непрерывно, от начала до конца при параллельной демонстрации приемов работы с пояснениями учителя);

лекция-шаг (процесс делится на энное количество этапов, после прослушивания каждого из которых прерывается, и ученик может по выбору начать слушать следующий шаг, либо прослушать еще раз предыдущий);

контроль (лекция также разбита на фрагменты, по окончанию каждого из которых ученику предлагается выполнить то или иное действие самостоятельно или с подсказкой компьютера).

Компьютерные видеоприложения позволяют наглядно продемонстрировать даже те явления и процессы, которые не могут быть показаны путем непосредственного эксперимента в школьном классе. Это особенно важно при изучении токсичных и взрывчатых веществ. Кроме того, если в кабинете отсутствует необходимое оборудование, появляется возможность наглядно ознакомить учеников с различными промышленными установками и процессами. На таких занятиях каждый школьник может работать индивидуально или в группе со слайд-фильмом. Он может неоднократно просмотреть клип с демонстрацией опыта, составить уравнения реакций, объяснить наблюдаемые явления, сделать выводы.

В результате использования компьютерных программ происходит индивидуализация процесса обучения, реализуется дифференцированный подход в работе с разнопрофильными классами. Каждый ученик усваивает материал по своему плану в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия.

Проведение занятий контроля и коррекция знаний

Проверку достаточно легко осуществить при наличии соответствующих программ, либо поставленных централизованно, либо созданных учениками под руководством учителя. На таких уроках можно использовать разноуровневые тесты с ответами закрытого и открытого типа, проводить компьютерное тестирование с выставлением отметки. Также есть возможность узнать, на какие вопросы ребенок дал неправильный ответ. При этом достигается полная самостоятельность учеников за счет того, что задания в каждом варианте задаются программой случайным способом.

Создание обучающих презентаций и сайтов

Подобные подходы используются при изучении нового материала, а также на уроках контроля и коррекции знаний, что предполагает подготовку творческих проектов. На таких занятиях вначале излагается и обсуждается основной теоретический материал, составляются опорные конспекты, предлагаются алгоритмы решения типовых задач. Затем дети подбирают интересные изображения, видеофрагменты демонстрационных опытов, фотографии приборов, портреты ученых и тому подобное. Оформление можно оставить на усмотрение ученика, но стиль нужно обговорить заранее, особенно, если предполагается включить приготовленную презентацию или сайт в канву урока.

Проведение уроков с использованием компьютерной презентации или сайта хорошо тем, что информация подается ученикам в красочной форме. Это вызывает у них положительные эмоции и повышает степень их заинтересованности в изучаемом материале. Также ребята имеют возможность принимать активное участие в создании проекта, формируя тем самым навыки самостоятельной работы по предмету и оттачивая навыки владения ИКТ.

В нашем лицее накоплен уже довольно большой «банк данных» по всем темам курса неорганической и общей химии. В его создании приняли активное участие старшеклассники.

Работа с интернет-ресурсами

Современные ИКТ немыслимы без использования Интернета. Ученики находят в сети необходимую информацию, творчески обрабатывают ее, готовят сообщения, рефераты, презентации, делают обзор тематических сайтов и создают свои проекты. А при подготовке к уроку учитель обращается к самым разнообразным образовательным ресурсам, многие из которых ему рекомендуют дети.

Мы очень активно используем обучающе-контролирующие программы, созданные преподавателями химии нашего лицея и выложенными в сети Интернет. Все это помогает повысить качество обучения и расширить границы, определенные существующими школьными программами по нашему предмету.

Марина СТЕСЯКОВА, учитель химии лицея №8 «Олимпия», Волгоград

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте