Активное применение информационных технологий в гимназии №1505 началось еще в 2003 году, когда группа педагогов разработала обучающую среду по истории «Русский архив», которая давала возможность для самостоятельной работы ученика с источниками. Затем мы приступили к разработке АИС (автоматизированной информационной системы) мониторинга и групповой работы над учебными проектами и параллельно с этим начали тестировать и внедрять различное программное обеспечение и сервисы. Из пассивного слушателя мы пытались превратить ученика в активного участника образовательного процесса. Помимо сервисов собственной разработки активно использовали и готовые продукты в своей деятельности. Более 10 лет назад мы перешли от концепции применения разрозненных информационных систем к созданию единой информационно-образовательной среды. Эта работа позволила нам сформировать несколько принципов создани
Все знают, что в современном образовании педагог должен передать ученику умение получать информацию из разных источников, интерпретировать и преобразовывать ее соответственно поставленной задаче, должен передать умение непрерывно учиться. В современных условиях обучение происходит постоянно и почти в любом месте: в школе, дома, в транспорте, в путешествии. В таком мире нужно постепенно переходить от использования «неделимых предметных курсов» к микроформатам (фрагмент лекции, учебная задача, эксперимент, статья), из них, как из кирпичиков, учитель и ученик вместе должны формировать новые курсы. Меняется также представление о дидактических единицах. Ими становятся не знания, а учебные действия (задания, микропроекты), тем самым формируется способность гимназиста к непрерывному обучению. Задача школы – построить индивидуальную образовательную траекторию из учебных предметов, а задача учителя теперь – построить индивидуальный маршрут внутри своего курса (или междисциплинарный маршрут), составленный из таких дидактических единиц. В этой связи важно уточнить, что в современной ИОС легче сформировать межпредметные связи, чем при использовании старых учебников и методик.Мы отметили, что меняется понятие «рабочее время» для учителя и меняется понятие «учебная нагрузка» для ученика. Теперь мы делим учебное время на время совместной работы с учителем и время самостоятельной работы. При этом мы расширяем пространство класса за пределы учебного кабинета, переходя к информационному пространству.Кажется, что духу новых стандартов ближе всего Blended Learning (смешанное обучение). В новой ИОС сокращается время обратной связи, оценку ученик получает быстрее, получает реакцию на каждое учебное действие, а не ждет проверки тетрадей с исписанными страницами текста. Появляется возможность самооценки, оценки работы соседа, сравнения этих оценок.Как и многие организации в России и за рубежом, мы успешно применяем концепцию Bring Your Own Device (BYOD), которая помогает перейти к модели «один ученик – одно устройство» с меньшими затратами на закупку оборудования.На территории комплекса все участники образовательного процесса имеют доступ к Интернету, развернуты сети wi-fi, установлены точки зарядки гаджетов.Мы также реализуем проект «Виртуальное рабочее место учителя», в рамках которого каждый сотрудник может войти в любой кабинет, ввести свой пароль на ПК и получить доступ к перемещаемому рабочему столу, своим документам, архиву учебных материалов. У нас работает система единой точки входа во все ИТ-системы гимназии. У пользователя (ученика или учителя) есть только одна пара – логин-пароль для входа во все информационные системы.Закончить хочется важным, с моей точки зрения, наблюдением. Использование информационных технологий само по себе еще не означает переход на новые ФГОС, потому что в цифровую среду можно переносить и устаревший образовательный контент. Но вот создание новых образовательных ресурсов и рабочих программ, соответствующих требованиям новых стандартов, без переноса в цифровую среду невозможно. Формирование ИОС – индикатор перехода на новые стандарты.
Комментарии