search
main
0

Расширяем горизонты

Воспитание в период дистанционного обучения: что, как и зачем?

Основными категориями педагогики всегда были и сейчас остаются развитие, воспитание, образование и обучение. Невозможно представить развитие гармоничной личности в школе без идеального соотношения всех четырех понятий. Но период дистанционной работы внес свои коррективы в организацию работы педагога и ученика. И если процесс обучения благодаря электронным ресурсам, в том числе МЭШ, РЭШ, удалось организовать в кратчайшие сроки, то вопрос воспитания во многих школах оставался открытым. Какие же пути решения были найдены?

 

Начнем с того, что ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Классный руководитель всегда был организатором детской жизни, корректором межличностных отношений и защитником учащихся своего класса в трудных условиях и психологических коллизиях школьной жизни, именно он проводил работу по предупреждению несчастных случаев и травмирования среди учащихся своего класса. С какими проблемами пришлось столкнуться классному руководителю в период дистанционной работы?

Во-первых, классному руководителю предстояло наладить весь процесс организации дистанционного обучения своего класса: ознакомить родителей (законных представителей) с разработанным и утвержденным локальным актом (приказом, положением) об организации дистанционного обучения, провести мониторинг технического обеспечения в семьях (у всех ли есть Интернет, гаджеты, необходимые для обучения, онлайн-приложения), выявить круг проблем и наметить пути их решения.

Во-вторых, классный руководитель ежедневно должен был отслеживать посещение учениками своего класса онлайн-уроков, выполнение ими классных и домашних заданий, осуществлять контроль за санитарными нормами при работе ребят с компьютерами и гаджетами.

Для всего этого требовалась четкая выстроенная система работы со школьниками и родителями. Если классный руководитель изначально сумел правильно изначально организовать свое общение с классом, то на этапе дистанционного образования ему требовалось лишь освоить различные образовательные платформы, которые были открыты для каждого ученика, учителя и родителя бесплатно. Например, в школе №1694 «Ясенево» широко используется система обмена сообщениями, благодаря которой любой родитель, ученик, педагог может задать интересующий его вопрос. Но живое общение невозможно заменить письмом.

Педагоги понимали, в какую сложную с психологической точки зрения ситуацию попали родители школьников: им предстояло организовать не только свою работу удаленно, но и помочь детям включиться в образовательный процесс дистанционно. Классные руководители и здесь смогли оказать поддержку родителям. Например, проводились родительские тренинги – это активная форма работы с родителями с использованием программ Zoom, Skype и других. При необходимости классный руководитель выступал и координатором между узкопрофильным специалистом (педагогом-психологом, социальным педагогом), детьми и родителями (законными представителями).

Когда дистанционная работа была организована, перед классным руководителем встала новая задача – организовать реализацию выполнения воспитательных мероприятий, предусмотренных планом школы. Здесь на помощь классному руководителю пришли различные электронные ресурсы города. Так, например, посещение театров, музеев и других культурных центров возможно было организовать в рамках онлайн-экскурсий. В школе №1694 «Ясенево» классные руководители творчески подошли к выбору мероприятий. При реализации образовательных программ каждому ученику подбирается индивидуальная образовательная траектория.

А можно ли организовать воспитательные мероприятия подобным же образом? Конечно, да. К примеру, празднование 75‑летия Победы нашей страны в Великой Отечественной войне предстояло организовать именно в дистанционном формате. Педагоги школы совместно создали банк информационных ресурсов, с которыми каждый ученик мог бы ознакомиться либо индивидуально, либо группами. Виртуальные экскурсии, классика советского и российского кинематографа, электронные классные часы, викторины – например, на платформе Kahoot! – все это было предложено ребятам и их родителям на выбор. Задачей же классного руководителя стало направить последующий за данным видом работы творческий подъем ребенка в рамках его интересов. И здесь ребятам тоже было из чего выбрать: флешмоб «Читаем о войне», конкурс рисунков, конкурс сочинений, письма ветерану, виртуальное участие в Бессмертном полку и многое другое.

Ребята смогли выбрать то, что интересно прежде всего им. На онлайн-классном часе школьники со своим классным руководителем смогли подвести итоги работы, обсудить результаты, поделиться удачами и задать интересующие вопросы. Подобная форма работы позволила включить в общую совместную работу всех учеников класса.

В завершение хочется отметить, что период дистанционного обучения стоит расценивать как возможность не только сберечь свое здоровье и здоровье своих близких, но и как способ открыть для себя новые возможности по работе с детьми и их родителями (законными представителями). Что еще вчера было непостижимо, сегодня становится реальностью! Все сложности, с которыми мы сталкиваемся, призваны расширить горизонты преподавательской деятельности.

Екатерина ПАНФИЛОВА, учитель русского языка и литературы школы №1694 «Ясенево»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте